Рассказ о малой родине. Как живет украинская глубинка

Возвращение в эксклюзив

Слышала от одного человека суждение о том, как горько ему возвращаться в город детства и юности...

Слышала от одного человека суждение о том, как горько ему возвращаться в город детства и юности. Дескать, для него это печальная прогулка по кладбищу воспоминаний. Фраза засела в памяти, и всякий раз, как навещала родные места, хотелось проверить: а что буду чувствовать я? Но что-то все отвлекало от исследований своих чувств. И только во время недавней командировки в Украину в связи со словами знакомого открыла для себя простую истину: благословенное детство с его близостью к этой истине и чистотой в душе в человеке не умирает...


Восемь лет прошло с той поры, как, навещая украинских друзей и родных, наблюдали мы в Киеве и на Харьковщине последствия "оранжевого" переворота. Своими впечатлениями я делилась на страницах газеты ("Цвета и оттенки", 10.09.2005). И на сей раз историческая родина, что называется, зацепила.


Жить - не тужить!


Запахи детства... Полной грудью вдыхала я их вечерком, после работы в Вильче, поселке чернобыльских переселенцев, что на Харьковщине в двух километрах от моего родного Волчанска, и, как шутят ее жители, волчанской Рублевке. Прошлись мы с мужем и коллегой по маршруту, по которому с родной улицы Подгорной бегала я в школу. Уж не знаю: то ли особый аромат с непременным дымком из печных труб в любую пору года, который в мае смешивается с запахом цветущей сирени, а осенью с ароматом яблок, то ли энергетика самой земли, где родился, возвысила и наполнила мою душу райским восторгом. И счастьем. Закаты там все те же, упоительные: розовато-оранжевые.


Если подняться на гору - Волчанск лежит как бы в котловине в легкой дымке - увидишь, как девятиэтажки словно разорвали ровную ткань зелени, в которой утопают одноэтажные дома городка. Помню, как Алексей Дударев, с семьей которого еще в 80-е мы путешествовали по Приазовью и, возвращаясь домой, заезжали в Волчанск, восхищался его патриархальной атмосферой и предсказывал, что вот понастроят тут многоквартирных сооружений... Так и случилось. Архитектурный облик города изменился, зато решили проблему с жильем. И дом, в котором я выросла, уже не тот, новые хозяева обложили его белым кирпичом, спилили вымахавший каштан под окнами, который отец вместе с вишней посадил по случаю рождения моего сына Богдана. Да, дом другой и уже снова продается. Но - нет для меня в том печали. Вишня осталась!


Мне по душе те живущие в Волчанске люди, которые не рвут на себе волосы от того, что у власти Янукович, а не "Ющенко с Юлей". Мои земляки делают что могут в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Ну, ей-богу, не могу понять: для чего людям, занятым в профессиях, далеких от политики, так важно о ней судачить, причем с тем жаром и страстью, которые, полагаю, лучше бы направить в другое русло. В плавание или бег, что ли. С тем, чтобы жить, наслаждаясь ароматами весны и других пор года с их ландышами, соловьиными трелями, озоном после грозы, не увязая в прошлом.


Память о небе


Да, город моего детства теперь другой. На окраине уж давно нет того аэродрома, откуда нас, детей, гоняла охрана, чтобы, не дай бог, не вылезли на взлетную полосу. А мы все же к ней подбирались, наблюдали, как летчики улетали в небо крутить фигуры высшего пилотажа. Точнее, аэродром существует, но заброшен. И Волчанского авиационного училища летчиков - ВАУЛ, которое готовило инструкторов-летчиков, планеристов, парашютистов и вертолетчиков, в том числе и для учебных авиацентров всего Союза, уже нет. Кстати, там учились немало белорусов. Последний набор был в 1990-м. Об этом нам и рассказывают трое летчиков. Валерий Свяцкий - местный, давно волчанский, и Владимир Мозговой. Он родом из Гомеля. После окончания училища осел в этих краях, как и Валерий Алехин, который из Донецка. Мы сидим на скамейках под огромными елями на площади, названной в честь Героя Советского Союза Николая Смильского, первого руководителя ВАУЛ. Здесь же перед Домом культуры недавно поставили памятник просветителю и председателю земского уезда, графу Василию Колокольцову, который, гласит история, состоял в кумовьях и приятельстве с Николаем Вторым. Кстати, еще сто лет назад Слобожанщина, то бишь Волчанский край, гремела на всю Российскую империю! Накануне Первой мировой войны по темпам социально-экономического и культурного развития Волчанский уезд занимал второе место в стране, уступая только Московскому. Чем летчики тоже гордятся.


Благодаря энтузиазму наших собеседников, прежде всего Валерия Алехина, на въезде в город на постаменте теперь возвышается самолет Л-29 - как память летному прошлому Волчанска. К слову, мой школьный друг, тот, который "первая любовь", мечтая о полетах, вел в здешнем ДОСААФ кружок авиамоделирования, сбросил мне по имейлу на днях ссылку о заброшенном Волчанском аэродроме: там немало таких самолетов. И в строках его короткого письма сквозила печаль: мол, такие крылья подрезаны. Его, Олега Ивановича Бережного, главного энергетика бывшего Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе, а ныне главного инженера московской клиники Бурденко, понять можно, потому что и сами мы родом из СССР.


Волчанские летчики, а их здесь осталось человек 17, средство от печали по прошлому нашли. Укрепляют братство выпускников ВАУЛ: создали сайт, заводят блоги, пишут Книгу памяти, организовывают встречи. А такой грандиозной, которая прошла в 2011-м по случаю 40-летнего юбилея училища, Волчанск еще не видывал. Съехалось, говорили, народу больше 300 человек, отовсюду - из Германии, Беларуси, Армении, Грузии, России...


А еще мы узнаем, что бывших летчиков не бывает, поэтому они ищут возможность летать, кто как может. Кто к частникам подрядится, кто поедет в Киев по старым связям, кто в Россию. Как, к примеру, белоруска Елена Васькова, которая сейчас, говорили, летает в Эмиратах. Наши визави рассказали нам, как из Минска на юбилейную встречу приезжал белорусский бард и журналист, подполковник Николай Анисимов, широко известный в авиационных кругах. Послушала его песни в интернете, здорово! И другие белорусские выпускники ВАУЛ живы-здоровы: Анатолий Кротов - в Минске, Нина Мохарева - в Гомеле... С удовольствием наши собеседники перечисляют имена других белорусов, которые проложили дорогу в Волчанск.


Да, город мой с числом жителей около 20 тысяч и впрямь совсем другой. Закрылись некоторые "градообразующие" заводы, как, к примеру, молокозавод. Маслоэкстракционный, как и мясокомбинат, переживает трудности. Нет и некогда гремевшего на весь Союз обозного завода, где делались телеги, крестьянские розвальни, помещичьи двуколки, графские кареты и пулеметные тачанки, которые мы видели в кино и которые нарасхват раскупались крупными киностудиями. Да, это был эксклюзив от волчанских умельцев. О тех временах по городу ходят легенды. Одна из них - о прежнем шахе Ирана Мохаммеде Реза Пехлеви, который, увидев на ВДНХ в Киеве фаэтон волчанского производства, онемел от восторга. Говорят, ему подарили выставочный экземпляр, а потом мастера другой сотворили.


Зато нынче в Волчанске есть огромный супермаркет, конкурент местного рынка, и большой православный храм рядом с площадью. На этом пятачке припарковывается пару десятков крутых и других, попроще, иномарок: кто помолиться идет, а кто за продуктами. Еще в силе агрегатный завод, который по-прежнему поставляет для нашего МАЗа пневмогидроусилители, даже стал дипломантом третьего конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции. Итоги подвели в августе прошлого года. Отрадно!


Связи и нити


Не могу не сказать добрых слов и в адрес семьи Семенюков, переселенцев из чернобыльской зоны. Они, как и другие белорусы и украинцы из причернобыльского поселка Вильча, обрели вторую свою родину. Мы попали в дом Валерия и Татьяны в праздничные дни Пасхи, когда по доброй традиции богатый стол украшают куличи и крашеные яйца. Как потом узнали, такое завидное изобилие - отнюдь не показное, а плоды трудов семьи. При нас хозяин принес из коптильни мясо, вишневую настойку на стол поставил. Нашлось место и рыбе, которую солили и коптили сами, и боровичкам маринованным, и другим домашним деликатесам. И даже меда в сотах мы отведали: есть у хозяина пасека при ухоженном коттедже. Семенюки, как и другие белорусы-переселенцы, прижились на Волчанщине. Хоть и скучает Валерий по Наровлянщине, где родился, и по старой Вильче, но, как признался, для большой ностальгии нет времени: он, бывший жестянщик, переучился, на новом месте плотно занят в газовом хозяйстве поселка. И дома - сад, огород, ульи... Жена тоже при деле, она депутат Волчанского райсовета. Дочери на врачей выучились, в Харькове теперь живут и работают. И младшая, Катя, сама куличи испекла. Вкусные!


Какая же гордость нас переполняла, когда слышали в адрес Беларуси и Президента добрые слова от всех, кого бы ни встречали на протяжении нашего журналистского автопробега длиною более двух с половиной тысяч километров, с остановками в Киеве, Карловке, что на Полтавщине, Харькове, Волчанске и Вильче: ваш Батька знает, что делает... И ветеранов, говорили, у вас чтят, не то что во Львове... Про автомобильные дороги тоже наслушались комплиментов. А уж как проехали от Чернигова до Киева по латаному-перелатанаму асфальту, то не раз с благодарностью вспоминали, что дороги у нас и вправду что надо.


Возвращаясь домой, размышляли и о том, что нет у нас, к счастью, как межконфессиональных противоречий, так и внутриконфессиональных, как в Украине. Киевские друзья рассказывали, как от них не хотели принимать заупокойные записки в Почаевской лавре, как только узнали, что посещают они Владимирский собор, относящийся к Киевскому патриархату. Доходит до того, что люди, к примеру, повенчавшись во Владимирском соборе, не могут понять, считается ли их брак освященным церковью. Вот такие религиозные тонкости, в которых разобраться непросто, обсуждают верующие в Украине. А вот в Полесском регионе, как рассказал нам Валентин Величко, посол Беларуси в Украине, белорусы и украинцы дружно живут по обеим сторонам границы: друг к другу в гости ходят, женятся, крестятся...


Иван ЖДАНОВИЧ (фото).

 

Советская Белоруссия №106 (24243). Среда, 12 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter