Возвращение Гусляра

Поэма Янки Купалы воплотилась в новую рок-оперу «Курган»

Поэма Янки Купалы, музыка Игоря Лученка и обработки Владимира Мулявина воплотились в новую рок-оперу «Курган»

В 1980 году легендарный ансамбль «Песняры» представил запись своей первой работы крупной формы — альбом с поэмой-легендой «Гусляр» по произведению Янки Купалы «Курган» с музыкой Игоря Лученка и аранжировками Владимира Мулявина. Тридцать лет спустя новое музыкальное прочтение этой темы предлагает белорусский поэт Андрей Скоринкин (на снимке). По его инициативе и при непосредственном участии недавно записан и выпущен диск с рок-оперой «Курган».

— Андрей, что подтолкнуло вас взяться за авторство и руководство этим проектом?

— Меня с детства увлекало творчество «Песняров», с песнями из репертуара ансамбля я часто выступал на концертах художественной самодеятельности в школе, в пионерских лагерях. Помню, как одну из них — знаменитую «Белоруссию» — мне довелось исполнять в «Зубренке» перед приехавшими туда гостями — Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым и космонавтом Петром Климуком. После того выступления за мной даже кличка закрепилась — Белый Аист.

В конце 1970-х я, еще совсем юный, был на первом концертном исполнении «Песнярами» «Гусляра». У меня хранится виниловая пластинка с записью поэмы-легенды, сделанной на фирме «Мелодия» в 1980 году. Не подсчитать, сколько раз за это время она мной прослушана и сколько раз спета моя любимая с той поры партия Гусляра — главного персонажа поэмы-легенды. Прозвучавшая в исполнении Владимира Мулявина, она навсегда запала мне в душу и остается близкой на протяжении всех этих 30 лет. Кстати, благодаря той пластинке «Песняров» я когда-то наизусть выучил всю поэму Купалы «Курган».

И вот сейчас, реализовавшись в спорте (Андрей Скоринкин — неоднократный призер чемпионатов БССР по хоккею.Прим. авт.), в литературе, я подумал: почему бы не осуществить и свою детскую мечту, свое сокровенное желание каким-то образом быть причастным к творчеству любимого ансамбля. Тогда и пришла идея возродить музыкальное воплощение поэмы «Курган». Ведь после выхода в 1980 году альбома «Гусляр» практически больше он не повторялся никем, в том числе и самими «Песнярами». Между тем это произведение выдающееся, которое в исполнении «Песняров» вошло в двадцатку лучших произведений мира в стилистике «progressive-rock». Кроме того, я считаю, тема купаловской поэмы вечная. А в образе Гусляра вообще вижу библейский персонаж, того же Иоанна Крестителя. Словом, все это и подтолкнуло к мысли собрать команду артистов и музыкантов, чтобы перезаписать рок-оперу «Курган».

— Новый диск получился трижды юбилейным.

— На нем есть посвящение — к 100-летию написания Янкой Купалой поэмы «Курган», к 50-летию сочинения Игорем Лученком кантаты с таким же названием и к 30-летию создания Владимиром Мулявиным поэмы-легенды «Гусляр». Рок-опера «Курган», образно говоря, стоит на плечах этих трех творцов-гигантов и создана на основе их произведений. Мы бережно сохранили все, что было сделано до нас, но вместе с тем расширили и уточнили некоторые места. Например, хотя и говорилось в свое время, что «Песнярами» не было сокращено ни одной купаловской строчки, все же были и сокращения, перестановки строф. Теперь текст поэмы использован практически полностью. Игорь Лученок дописал по моей просьбе вторую партию Князя — чего не было у «Песняров». Святослав Позняк, который занимался аранжировкой, написал интродукцию, вступление к основной теме. Добавили звуковых эффектов, переиграли партии. Например, звучавшую в «Гусляре» партию флейты заменили на партию гитары, ее исполнил Сергей Антишин. В новую версию введена фигура Рассказчика, текст от автора читает Валерий Анисенко.

— Как отбирали исполнителей-вокалистов?

— Я делал это на свое усмотрение и приглашал тех, кто, на мой взгляд, лучше подходил на ту или иную роль и одновременно является хорошим вокалистом. Партию Князя блестяще исполнил Анатолий Ярмоленко. По-моему, в его образе и характере сошлось все: и властность, и уверенность в себе сильного человека. Валерий Дайнеко заново спел все свои прежние партии, и, по его признанию, получилось лучше. Как он выразился, тогда, 30 лет назад, пел как сын, теперь — как отец. Место Людмилы Исуповой заняла Инна Афанасьева. Партию, которую когда-то исполнял Леонид Борткевич, спел 22-летний Ян Майерс (Цыбулько), молодой солист ансамбля «Верасы». Основную вокальную партию ведет арт-группа «Беларусы» во главе с Валерием Шматом. Я же позволил себе приблизиться к своей любимой партии Гусляра, которую некогда ярко исполнял Владимир Георгиевич, и ощутить себя в этой роли его дублером… Кстати, с партии Гусляра все, по сути, и началось. Год назад я записал ее для себя, показал Игорю Лученку и, услышав с его стороны положительный отзыв, получил благословение композитора на возрождение всего произведения.

— Наверняка эта затея потребовала определенных финансовых вложений...

— Диск тиражом пять тысяч экземпляров издан полностью за средства известной на мультимедийном рынке Беларуси компании «Вигма». На все остальное деньги мне пришлось искать самому. Кроме того, помог земляк Владимира Мулявина, страстный и давний почитатель его творчества Игорь Есвейн из Екатеринбурга.

К сожалению, никак не отреагировало на проект Министерство культуры. Хотя, на мой взгляд, рок-опера «Курган» вполне могла бы стать спектаклем, показываться на любой сцене, да и вообще стать национальным брендом. Говорю об этом, не имея в виду какую-то свою финансовую выгоду. Этот проект создавался не для зарабатывания денег. Мы просто попытались внести свою лепту в сокровищницу белорусской культуры.

— Планируется ли концертная премьера рок-оперы?

— Вообще-то, предполагалось, что она пройдет в июне в Мирском замке, переговоры на этот счет полгода велись с телеканалом ОНТ, и с его стороны была заинтересованность в сотрудничестве. Но, увы, не получилось. Надеюсь, что показ рок-оперы «Курган» состоится 5 сентября в городе Хойники в ходе праздничного гала-концерта Дня белорусской письменности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter