Возвращение домой

До последнего времени, а точнее сказать, до этой осени имя минского фотохудожника Льва Урбановича Дашкевича (1882 - 1957) почти никому не было известно, хотя работы его давно у всех на виду.
До последнего времени, а точнее сказать, до этой осени имя минского фотохудожника Льва Урбановича Дашкевича (1882 - 1957) почти никому не было известно, хотя работы его давно у всех на виду. В 20-е годы это был один из выдающихся мастеров фотографии БССР, творивший в то же время, когда в Западной Белоруссии работал всемирно известный наш земляк Ян Булгак. Причина неизвестности Льва Дашкевича довольно проста. Когда Булгак был в зените своей славы и творческого успеха, Дашкевича (тогда шел 1930-й) арестовали как участника мифического "националистического" и "контрреволюционного" "Саюза вызвалення Беларусi". К счастью, спустя несколько месяцев пыток и унижений Лев Урбанович чудом освободился из тюрьмы, но о публичной карьере фотографа думать ему уже, видимо, не приходилось, хотя дело жизни до конца дней своих не забросил.

А до 1930 года все было иначе. Происходил Дашкевич из шляхетской семьи (мать из рода Круковских), отец имел собственный дом в Минске. До революции Лев успел пожить на Кавказе, где преподавал французский и одновременно оттачивал свое фотомастерство на местных пейзажах. После возвращения на родину отдал все силы на возрождение культуры своего народа: преподавал французский и белорусский, был одним из редакторов изданий по химии и физике на родном языке, плодотворно занимался медициной.

Но главной потребностью души оставалась фотография. Без снимков Дашкевича не обходилось ни одно солидное издание того времени. Считалось за честь стать клиентами фотографа. Журналы "Маладняк", "Чырвоная Беларусь", учебники по географии, среди которых не устаревшая досель "Географiя Э›ропы" М.Азбукина, сборник "400-лецьце беларускага друку" и, конечно же, альбом "Беларусь Савецкая", изданный уже после ареста Дашкевича - это далеко не полный список знаковых для того времени изданий, художественное оформление которых до сих пор нас поражает, как сказали бы современники Дашкевича, "стылсвасцю" и "густочнасцю". Без Дашкевича был бы другой стиль и вид, но вряд ли лучший.

Но почему Дашкевич стал известен нам только сейчас, хотя к изданиям, размещавшим его работы, доступ был открытый почти постоянно? Дело в том, что в публикациях фотографий подпись автора не фигурирует, а даже собрание работ Дашкевича в историческом музее долгое время лежало неопознанным, как анонимное. Благодаря кропотливой работе сотрудника музея Надежды Савченко были не только "расшифрованы" работы Дашкевича, но и был найден его сын, который с 1934 года живет в Москве, - Леонард Львович Дашкевич. Он сохранил для нас часть работ своего отца, благодаря чему две коллекции объединились в собрание и ныне предстали перед зрителем - более чем через полстолетия!

А перед самым открытием экспозиции, за день до выставки, совершенно случайно (!) было обнаружено еще одно произведение Дашкевича - всем известный, но долго остававшийся анонимным фотопортрет Янки Купалы. Его тоже представили в музее, где будто встретились двое давно не видевшихся старых знакомых. Встретились в юбилейный для обоих год: ведь Дашкевичу, как и Купале, с которым мастер водил сердечную дружбу, исполнилось 120 лет со дня рождения. Знаком был Дашкевич и с другими творческими личностями того времени: Язепом Лесиком, Степаном Некрашевичем, Стефанией Станютой, Якубом Коласом, Миколой Байковым. Создавал портреты, но где они сейчас - неизвестно. Историк Виталь Скалабан предложил поискать работы в Дзержинском архиве кинофотодокументов и в музее Я.Коласа, ведь если случайно нашелся снимок Купалы, то и другие могли где-то сохраниться...

На открытии выставки "двадцатника" Дашкевича (позвольте употребить этот неологизм по аналогии с "шестидесятником") было точно отмечено, что мы доселе еще не разобрались со своими 20 годами - годами мучительного рождения современной Беларуси. Как много тайн хранит совсем недалекая история, и сколько нам еще предстоит открыть для себя незаслуженно забытых, пылящихся в архивах и музеях имен!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter