Возвращение автобуса

В этом году Министерство транспорта и коммуникаций завершило формирование маршрутной сети.
В этом году Министерство транспорта и коммуникаций завершило формирование маршрутной сети. За простым, казалось бы, сообщением, обнародованным министром Михаилом Боровым, кроется глубокий смысл: благодаря новым 1.100 автобусным маршрутам добираться из одного населенного пункта в другой стало гораздо легче.

Автобус для жителей глубинки - больше, чем транспортное средство. Это связь с внешним миром, позволяющая решать элементарные житейские проблемы - от общения с родственниками и друзьями до покупки лекарств. Однако лет пять-шесть назад многие маршруты стали закрываться из-за убыточности и старения автобусов. Денег на обновление не хватало. И даже до некоторых райцентров доехать из Минска можно было только на перекладных. В итоге еще год назад путь до Сенно или Верхнедвинска занимал не меньше времени, чем до Москвы. В том, что теперь туда ходят прямые автобусы, - заслуга конкуренции.

"Главное, что на рынке транспортных услуг появились частники, на долю которых ныне приходится до 15 процентов пассажирских перевозок, - считает Михаил Боровой. - Количества мы добились. Теперь стоит задача, чтобы качество обслуживания при перевозке негосударственным транспортом, а это порядка 8 тысяч автобусов, соответствовало единым правилам, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций".

Пассажиры к конкуренции относятся положительно, несмотря на то что стоимость билетов у частных перевозчиков выше. "Теперь до Гродно я доезжаю за три с половиной часа, а не за пять с половиной, как раньше, - сказала мне женщина средних лет, садясь в маршрутную "Газель" на Центральном автовокзале Минска. - Для многих важнее сэкономить время, чем деньги. Да и проезд в "маршрутке" комфортабельнее, чем в "Икарусе".

Однако работники государственных автопредприятий в оценках сдержанны. Главные упреки к частникам - то, что они неохотно осваивают пригородные маршруты, предпочитая более выгодные городские и междугородные, а также не обслуживают льготников, что ставит в неравные условия государственные автопарки. "Но, с другой стороны, без частников не удалось бы восстановить маршрутную сеть, - признает заместитель генерального директора "Витебскоблавтотранса" Сергей Залесский.

Между тем восстановление маршрутной сети не означает, что эта работа завершена. По словам директора департамента автомобильного транспорта Валерия Миленького, новые маршруты будут открываться в соответствии с потребностью пассажиров. Будет спрос - будет и предложение. Теперь для этого есть необходимый резерв и нормативная база. А значит, и жители какой-нибудь затерянной среди лесов деревушки могут надеяться на то, что и до их мест докатит пассажирский автобус.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter