Возрождать село могут только сильные

Нужен ли агрогородку спортивный инструктор?

Нужен ли агрогородку спортивный инструктор?


Морозец был в самый раз — некрепкий, лишь слегка щипал щеки. Солнце слепило глаза. Да и ветер, похоже, утомился разметать снег по полю. «К этому природному совершенству еще бы каток на окраине деревни и детишек на коньках», — живо представила я. Ведь в агрогородок Ракитницкий Жабинковского района приехала неспроста. Хотелось увидеть, как здесь обстоят дела с развитием физкультуры и спорта. На недавнем заседании Брестского облисполкома Жабинковский район наряду со Столинским и Лунинецким критиковали за то, что в агрогородках не хватает инструкторов–методистов. Получилось, спортивные базы построили, а выделить ставки и взять специалиста на работу руководители хозяйств не сочли нужным.


Первое, что бросилось в глаза в Ракитнице (телевышка не в счет: видна еще из Бреста, до которого 15 километров), — футбольное поле.


— Здравствуйте, — дружно приветствовали меня школьники, расчехлявшие лыжи.


— Вчера лыжню проложил. Жаль, снега маловато, — посетовал учитель физкультуры Виктор Тикумс.


В разговоре выяснилось, что в школе педагог уже 5 лет, а два последних года на полставки трудится еще и инструктором в совхозе «Ракитница». Зарплата Виктора — немногим более 600 тысяч рублей, за внеурочную физкультработу получает еще 77 тысяч.


— Вам хозяйство, может быть, дом выделило? — спрашиваю.


— Нет, взяли кредит и свой достраиваем. Летом переедем, — делится планами Виктор Айгарович.


Несмотря на необычные фамилию и отчество, Виктор Тикумс родился в Ракитнице, окончил Брестский госуниверситет


им. Пушкина, женился и вернулся в родные края.


— Мне хотелось работать с детьми, а в Бресте нет вакансий. Да и с жильем мы бы там маялись. Здесь все проще. Вот только жене, а она у меня экономист, в хозяйстве не нашлось работы. Каждый день ездит в Брест. Если сложить наши зарплаты, вычесть кредит, отнять расходы на бензин, на продукты, остается немного, — разложил по полочкам семейные деньги Виктор. — Сына теща с тестем смотрят. Они большое хозяйство держат. Переедем в новый дом — свое заведем.


Отнюдь не праздный разговор о материальном у нас получился долгим. Понятно. Недовольный жизнью учитель физкультуры не будет выкладываться, чтобы приобщить односельчан к спорту. А вот Виктор, построивший здесь дом, отсюда вряд ли уедет. И успехи в работе уже есть: команда агрогородка в районных соревнованиях всегда в призерах.


— Кто находит время на физкультуру и спорт?


— В основном молодежь, недавно окончившая школу. Студенты, которые учатся в Бресте.


— А где, кроме футбольного поля, могут размяться в свободное время жители Ракитницы?


— Три раза в неделю школьный спортзал открыт для всех желающих. Приходят 12 — 15 человек. Тренажерный зал есть, — добавляет Виктор и предлагает посмотреть.


Склонив головы, пробираемся через трубы в подвал. Роман Дьордяк уже «отработал» на тренажерах и играет в настольный теннис. Ходит в зал, как сам выразился, в ожидании призыва в армию. А его соперница Татьяна Ятчук, работница Брестской областной больницы, в отпуске. Уже два часа играют. И правда, чем заняться свободным зимним днем? Тренажеры — отличная альтернатива богатому на хмельные предложения сельмагу. Опять–таки фигуре польза.


— Три года на баскетбольной площадке заливал каток, но вода уходит в землю. Нам бы площадку заасфальтировать, — сетует Виктор Тикумс.


По этой причине катка в Ракитнице нынешней зимой нет...


На свой дилетантский взгляд, я бы поставила агрогородку Ракитницкий за организацию физкультурного дела твердое 7 из 10 баллов. Виктор Тикумс не хотел жаловаться, но я же видела, что не хватает мячей, лыж, лыжных ботинок. Видела, что в новеньких душевых рядом со спортзалом нет горячей воды — бойлеры установили, но так и не подключили. Тренажерный зал просто просится из школьного подвала в более просторное помещение...


Вместе с тем принимавший участие в заседании Брестского облисполкома первый заместитель министра спорта и туризма Владимир Алешкевич рассказал, что на содержание спортивных сооружений и строительство новых в стране выделяются огромные деньги. Сравните: если в 2005 году из бюджета на это было потрачено 8 миллиардов рублей, в 2008–м — 47 миллиардов, то в нынешнем запланировано выделить 90 миллиардов. Едва ли не каждый месяц сдаются новые спортивные объекты, и у Брестчины в этом плане можно поучиться. Но город — одно, а село — другое. В каждой деревне такой спорткомплекс, как, например, в ОАО «Комаровка» Брестского района, не построишь. Да и нужно ли?


Я нисколько не сомневаюсь: если бы такие энтузиасты, как Виктор Тикумс, были в каждом агрогородке, здоровый образ жизни вело бы намного больше сельчан. Однако в середине 90–х годов во многих хозяйствах Брестчины упразднили должности инструкторов по спорту. Зазывать людей на стадионы и в спортзалы стало некому. Начальник управления по физической культуре, спорту и туризму Брестского облисполкома Николай Хевук привел такие цифры: только в 93 агрогородках из 148 сегодня есть инструкторы.


— Наш район здорово ругали на заседании облисполкома — расстроен начальник отдела по физкультуре и спорту Жабинковского райисполкома Игорь Головейко. — Но методисты у нас есть в каждом сельскохозяйственном предприятии и в каждой организации. Недавно председатель нашего райисполкома Николай Токарь еще раз напомнил, что спортинструктор в производственном коллективе, учреждении — нелишний человек. Так что у желающих вести здоровый образ жизни есть для этого все возможности. На базе сахарного завода построен отличный бассейн. Каждая школа возит сюда своих учеников: четвертые классы — обязательно, остальные — по желанию. Детский абонемент стоит наполовину дешевле взрослого...


Кто станет спорить, что развитие физкультуры и спорта — дополнительный шанс для возрождения села? Это, если хотите, — прививка здорового отношения к жизни. Свой дом, своя земля, свой труд — все это правильно. Но и организация спорта на селе требует новых подходов. И тут еще огромный простор для работы.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter