В Беларуси розничная торговля вошла в стадию зрелости

Возможности торговой полки

Розничная торговля вошла в стадию зрелости
Пережив настоящий ренессанс, розничная торговля вошла в стадию зрелости. Проходит эйфория новизны, массового открытия новых торговых центров, расширения сетей, а на смену приходят рутинная конкуренция, внимательная борьба за покупателя, определяющие окончательную структуру розничной торговли.


О процессах, которые происходят в отрасли в этот интересный период возмужания, рассказал первый заместитель министра торговли Артур Карпович.

— Артур Борисович, последние два десятилетия мощнейшие международные компании растут чуть ли не исключительно за счет увеличения присутствия в странах с переходной экономикой, за счет своих многомиллиардных оборотов, сметая национальные торговые марки. Не пора ли более активно защищать собственный рынок?

— Права нашего производителя защищает ассортиментный перечень. Если организация торговли его серьезно не соблюдает, в полномочиях Министерства торговли приостановить ее деятельность. Да, некоторые ритейлеры недовольны этими нормами. Но большинство экспертов, не из сферы торговли, признают: защищать свой рынок необходимо. Импортное засилье влечет за собой слишком большие макроэкономические неприятности. Не всегда сразу, но минимум — в среднесрочной перспективе. И негативных примеров в соседних странах предостаточно. Для сохранения конкуренции приходится применять жесткие меры. Крупные международные компании используют все механизмы, чтобы зайти на наш рынок и занять на нем доминирующее положение.

— Закрытие магазинов действует на нарушителей? В этом году приостанавливали работу нескольких известных торговых сетей. Они исправились? 

— Мера оказалась очень действенной и эффективной. С крупными торговыми предприятиями есть взаимопонимание и по ассортиментной политике, и по ценовой. Следим, обоснованно ли растет стоимость товаров на потребительском рынке. Обращаем внимание на соблюдение правил ценообразования на регулируемые товарные позиции. Иначе приостанавливаем работу торговых объектов. В этом году было 35 случаев за несоблюдение правил ценообразования. Иногда компании пытаются хитрить.

Ведь раньше как получалось: приходит проверка, находит нарушения, составляет протокол, передает его для рассмотрения в суд. Максимальный «потолок» штрафа для юридических лиц составляет до 500 базовых величин. Но в реальности наказывали намного мягче: в среднем 30—50 базовых величин, максимально выписывали 350—400. И то в единичных случаях. Обычно значительно меньше. Должностных лиц, допустивших нарушения, тоже наказывали рублем. Но всегда учитывались смягчающие обстоятельства: наличие иждивенцев, болезни и так далее. Штраф в несколько базовых величин никого особо не пугал. Это не решало проблему соблюдения законодательства. Но если торговый объект закрывают, собственник несет существенные убытки и включает пятую и шестую передачу, чтобы исправить недостатки. Расширяет ассортимент, приводит в порядок цены, усиливает контроль за соблюдением сроков реализации товаров… Расширение спектра наказаний стимулирует владельцев и менеджеров торговых объектов к добропорядочности. Сейчас обращаем особое внимание, чтобы был представлен соответствующий спектр нашей табачной и алкогольной продукции. Его выдерживают пока далеко не все магазины. Скажем, недорогая табачная продукция под белорусскими торговыми марками есть в списках, а в наличии ее нет. Проводим мониторинг, его результаты обязательно предоставляем и заинтересованным госорганам, и прессе.

Ошибочно думать, что Минторг закрывает магазины за малейшую оплошность. Только за четко прописанную совокупность нарушений. И пристально следит за соблюдением законодательства. К тому же действия контролирующих органов всегда можно опротестовать в суде. И когда от приостановления работы субъекты хозяйствования теряют серьезные суммы товарооборота, двести пятьдесят раз подумаешь, подписывая постановление о временном закрытии магазина либо объекта общественного питания.

— В этом году потребительский рынок претерпевает метаморфозы: покупатели начинают проявлять сдержанность в покупках, экономию, спрос смещается в нижний ценовой сегмент. Учитываются ли эти объективные факторы при корректировке ассортиментного перечня, чтобы он сохранял свою актуальность?

— Когда составляется ассортиментный перечень, во внимание принимаются совокупность факторов: номенклатура и объемы товаров, производимых в стране, в каком количестве они могут поставляться на внутренний рынок. Что греха таить: если на зарубежных рынках выгодная конъюнктура, про внутренний некоторые предприятия начинают и забывать. И громко про него вспоминают, когда возникают проблемы с экспортом. В любом случае перечень ориентируется на целесообразность текущего момента и его выполнимость. Например, в апреле постановлением №15 Минторга он был оптимизирован. Сокращено количество разновидностей маргарина, соков, консервов, карамели. Из промышленных товаров — моделей головных уборов и пальто, курток, обуви неходовых размеров — женского 35-го и мужского 39-го размеров и домашней техники — бытовых весов, гладильных досок, настольных и сумочных зеркал. Причина — производитель оптимизировал выпускаемую номенклатуру или не может поставить на рынок достаточное количество товара. Некоторая продукция, например, музыкальные игрушки, зонты, вообще снята с производства, поэтому исчезла и из перечня. В августе постановлением Минторга №27 увеличили количество ликероводочной и алкогольной продукции в ассортименте. На законодательном уровне созданы существенные условия для продвижения белорусской продукции. Первые результаты уже просматриваются. Если в первом квартале доля белорусских товаров в розничном обороте составляла 68,9%, то за первое полугодие — уже 69,4%. Да, рост произошел всего на 0,5 процентного пункта, но важно, что удалось переломить тенденцию увеличения влияния импорта. В первом полугодии увеличили реализацию белорусской продукции до 66,2% и крупные сети — на 1,5 процентного пункта больше, чем в январе — июне 2014 года.

— Тренд на рост продаж родных товаров прекрасен. Но ведь есть другая проблема — их конкурентоспособность. Особенно сегодня, когда меняются потребительские предпочтения людей, немало производителей попали в своеобразный капкан: ориентировались на одну структуру продаж, она изменилась, и их запас продукции оказался не сильно востребованным в новых экономических условиях. А выпустить новую партию под реалии нынешнего рынка не хватает оборотных средств…

— Промышленность должна работать в тесной связке с торговлей, искать пути сближения. Ритейл не может разгружать склады, до бесконечности снижая свою наценку. Производитель должен выбирать, что для него важнее: или пойти на существенные скидки, избавиться от запасов, получить оборотные средства, перестать брать дорогие кредиты и запустить производство. Или сидеть и ждать, когда кто-нибудь, к примеру, купит дорогую обувь за 2—3 миллиона рублей. Нельзя только законодательными или административными рычагами повысить статус и продажи наших производителей. Они должны быть конкурентными, «попадать» в рынок, выпускать востребованную продукцию, разрабатывать свои стратегии продвижения, задействовать маркетинговые инструменты… Нередко даже качественному белорусскому товару не хватает яркой и интересной упаковки, четкого позиционирования, адекватной рекламной поддержки. А ведь коммуникация с потребителем в торговых объектах — важнейший фактор, влияющий на объемы реализации. Его ничем не заменишь. Если продукция теряется рядом с иностранными конкурентами, то потребитель просто не обратит на нее внимание. Ассортиментный перечень заставит поставить ее на полку, но продаваться она не будет.

— Обращаются ли курирующие промышленность ведомства за консультациями к Министерству торговли, скажем, когда задумывают комплексную модернизацию производства? Ведь иногда купят новое оборудование, а загрузить его не могут. Не логично ли еще на уровне планирования выслушать мнение тех, кто отвечает за реализацию товара?

— Чаще мы сами приходим к промышленности, говорим: вот перечень востребованных товаров со всеми характеристиками, в том числе и ценой. Они востребованы, производите и вытесняйте импорт. Скажем прямо: не всегда находили понимание. Правда, в последнее время предприятия поворачиваются к нам лицом. Из 365 импортозамещающих позиций освоили в этом году выпуск 75 товаров. Взаимопонимание укрепляется.

К сожалению, розничная торговля нередко еще остается «крайней», отвечает за проблемы, виновницей в которых и не является. Например, возникла большая дебиторская задолженность за алкогольную продукцию. Был озвучен посыл: сетевики жируют. Но с ними мы разобрались еще в феврале, и летом на них приходилось всего 0,7% от просроченной задолженности. В основном она сконцентрировалась в оптовом звене. Причем такие компании не платили заводам, а им продолжали отгружать продукцию, иногда нарушая все внутренние инструкции и требования, действующие на предприятии. Сейчас проводятся соответствующие проверки, материалы систематизируются. В установленном порядке они будут переданы в правоохранительные органы. Впрочем, аналогичные проблемы существуют не только в алкогольной отрасли. И тут на первый план выступает корпоративная культура предприятий. Если контрагент систематически не рассчитывается, а с ним продолжают работать… Но такие нюансы должны отслеживать компании-производители, а не полностью перекладывать функцию своей экономической безопасности на контролирующие органы. Впрочем, ситуация выравнивается, и большинство проблем на потребительском рынке сегодня находят разумное решение. В том числе и при тесном взаимодействии Министерства торговли с другими органами государственного управления.

В любом случае, главный для нас (как для торговли, так и производителя) — покупатель! Ведь именно он голосует своим рублем, поэтому первостепенное внимание нами уделяется качеству обслуживания покупателя, безопасности его здоровья. Эти приоритеты есть и будут оставаться главными в нашей работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter