Возможности на грани фантастики

Просто «напичкать» школы техникой еще не значит добиться желаемой цели комплексной компьютеризации

Возможности  на  грани  фантастики в  хорошем  и  плохом  смыслах  демонстрируют  пока  белорусские  школы,  когда  речь  заходит  о  компьютеризации

Допотопные машины типа «Немиги» и более «прогрессивные»  «Корветы», по которым еще каких-то десять лет назад в белорусских школах ученикам предлагали осваивать азы информатики, сегодня невозможно вспоминать без содрогания. «Весомым» приложением к ограниченному в действиях винчестеру «супермашин» был черно-белый выпуклый монитор, за которым нас, школьников, собиралось, как правило, по трое-четверо... Индивидуальная, чуть более современная машина была лишь у учителя информатики.

О какой радости от приобщения к «прогрессу» у школьников тех лет можно было говорить, когда предложение педагога поработать за компьютером вызывало в классе лишь неодобрительный гул?! Алгоритмы и задачки поэтому с большим успехом решались у доски, в то время как желание посидеть за разогретым монитором возникало исключительно у любителей «Змеек» и «Лабиринтов» — первых, наверное, «познавательных» детских игр... Закономерно, что и о том, что такое локальная внутришкольная сеть и «с чем ее едят», никто из педагогов, учеников и родителей тогда даже не догадывался.

Действительность та канула в Лету. Но и нынешняя в вопросах компьютеризации школ, оказывается, имеет некоторые проблемы.

Стоит ли напоминать о том, что жизнь сегодня и тем более завтра без компьютерной техники становится неудобной, непривычной, можно даже сказать неестественной? В то же время просто «напичкать» школы техникой еще не значит добиться желаемой цели комплексной компьютеризации и информатизации общеобразовательных учреждений. Компьютер должен помогать ученику учиться, педагогу — качественно организовывать учебный процесс, родителю — знакомиться с его результатами. 

Как-то в беседе с директором одной из гимназий Минска узнаю, что в учреждении образования — 4 современнейших компьютерных класса на чуть более чем тысячу учащихся. Углубившись в тему, директор добавила, что еще по одной умной машине установлено в каждом кабинете начальной школы, так как результаты учебной деятельности каждого ребенка педагог в обязательном порядке вносит в единую базу данных. Постоянный доступ к ней имеет и администрация гимназии, и родители. Удобно, правильно, эффективно. И так при соответствующей активности руководителей школ, учителей информатики в Минске может работать каждая школа.

Да и почему только в Минске? Агрогородок Вертелишки, Гродненский район. Достижениям педагогического коллектива местной школы позавидуют даже более «продвинутые» в информационном плане учителя из столицы.

— У нас 493 учащихся и три компьютерных класса. Техника помогает в учебном процессе не только на уроках информатики. Занятия в компьютерном классе может провести любой педагог. Недавно мы приобрели для этого необходимое программно-методическое обеспечение. Но это не значит, что в школе дети не отрываются от экранов. Лишь некоторые темы проще, нагляднее и эффективнее объяснить с помощью машины, не затрачивая время урока на рисование схем и чертежей на доске, — говорит заместитель директора Вертелишковской общеобразовательной средней школы Валентина Клочко.  

Машины используют здесь и для демонстрации опытов на уроках химии, например, контроля знаний, коррекционной работы. Спецпрограммы помогают детям эффективнее работать на факультативах, а наличие доступа к Интернету — участвовать и побеждать в международных предметных олимпиадах и так далее. Фантастикой, одним словом, кажутся возможности многих школ сегодня... Впрочем, такой же фантастикой выглядят и прямо противоположные реалии. Социальный стандарт по обеспечению учащихся персональными компьютерами в целом по республике выполнен пока лишь на 73 % — в основном за счет городских школ. 49 компьютерных классов до сих пор оборудованы вышеупомянутыми «Корветами» (и это в XXI веке-то!). Не у всех школ пока есть доступ к Интернету. Где-то причины этого объективны: технически сложно предоставить учреждению образования доступ к «глобальной паутине». Но есть примеры обыкновенного нежелания или даже боязни администраций школ «связываться» с новым, прогрессивным. Понимают: его освоение потребует от учителя переподготовки, усвоения дополнительных объемов абсолютно новой информации. Оттого лишь 59 % педагогов готовы и хотят сегодня использовать информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми...

Вспоминается эпизод знакомства с информационной работой в школе № 1 Марьиной Горки. Директор тогда лишь в двух словах обрисовала технические достижения школы. «Больше и лучше вам расскажет наша энтузиастка — учитель информатики Татьяна Горбачик», — резюмировала руководитель. Благодаря Татьяне Степановне школа подружилась с Парком высоких технологий, компании-резиденты которого не только предоставили ученикам новые машины, но и, при особом старании мальчишек и девчонок, готовы в будущем даже принять их к себе на работу.

Министр образования Александр Радьков не раз озвучивал мысль о том, каким он представляет белорусского школьника в будущем. Каждый ученик на ты с компьютером, и у каждого — личный ноутбук... Хочется верить, что мечтой министра «заразятся» все педагоги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter