Вождение за нос

О честности автомастеров

Сложно доверить чужому человеку то, что по–настоящему ценишь, всякий раз думаю я, подъезжая к СТО. «А вдруг машину ненароком поцарапают?» — мелькнет мысль. Но вслед за ключами послушно передаю сервисмену и техпаспорт. Что поделаешь, все мы хотим видеть автомобиль исправным. И оставляем его на совести слесарей.


В большинстве случаев нам, конечно, вернут машину без единой царапинки. Но если честность автомастеров подведет? Ну не все могут справиться с соблазном и не прокатиться разок на крутой «тачке». Финал такой поездки, впрочем, часто бывает предсказуем. Вместо безупречного автомобиля иногда владельцы получают... искореженный кусок металла.


Последний похожий случай произошел в Минске. Парень взялся отремонтировать «Форд», но сделал только хуже. Снова сел пьяным за руль (его раньше уже задерживали за управление в нетрезвом виде) и, увидев инспекторов ГАИ, с перепугу въехал в две припаркованные машины, а потом — в столб. А БМВ, попавший по милости еще одного мастера–ломастера в серьезную аварию, вообще сгорел. Владелец, говорили потом на интернет–форумах, просто хотел отполировать машину...


«Мерседес» певицы Елены Гришановой тоже как–то оказался в чужих руках. Как–то она оставила его на автомойке, но в назначенное время машину там не нашла. «Уехала часа три назад», — развели руками работники. Хоть машина и была застрахована по системе «Автокаско», певице пришлось пережить несколько неприятных часов. Вскоре милиция вышла на след сотрудника автомойки, затем нашли и сам «Мерседес». «В тот момент я даже больше переживала за жизнь угонщика, поскольку машина скоростная, а на улице был гололед. Потом уже парень говорил, что взял без злого умысла — просто покататься», — вспоминает Елена.


Между прочим, в судебной практике «просто катание на чужой машине без спросу» может квалифицироваться как угон. Самое обидное, что мы добровольно отдаем ключи будущему угонщику. Но всегда ли узнаем, что автомобилем пользовались без разрешения?


Легче, кажется, предупредить несанкционированную владельцем поездку. Но как? Специфика работы СТО в том, что во время работ часто ключи должны находиться в замке зажигания. И даже увеличившиеся показания счетчика не могут быть основанием для обвинения. «Вдруг работники на подъемнике проверяли работу подшипника? Колеса крутились — километры шли в зачет», — справедливо замечают сотрудники милиции.


Многое зависит от человеческого фактора, то есть подбора кадров, соблюдения внутренних инструкций автомастерских. На солидных сервисах оформляют акт приемки автомобиля, записывают каждую царапинку, документы и ключи хранятся у старшего мастера, выезжать за территорию станции запрещено. А угоняют машины чаще всего из гаражных мастерских, где «порядку никакого».


Череда таких угонов с последующими авариями косвенно свидетельствует о недостаточном уровне автосервиса. Его беда в том, что он до сих пор не вырос из гаражей. В самом деле, где обслуживать машину? Всего в стране около 3 тысяч СТО. Скажете, много? А я не соглашусь. Судите сами, в ГАИ зарегистрировано более 2 миллионов 700 тысяч автомобилей. Каждый нужно загонять на сервис минимум дважды в год. Прибавьте к этому «аварийные» заезды, после ДТП. Таких тоже немало — в прошлом году произошло более 80 тысяч дорожно–транспортных происшествий. А еще учтите, что одни СТО специализируются на лакокрасочных работах, другие — на ремонте двигателя, третьи мастерские настраивают всю электронную «начинку».


Вот почему везде на автосервисах большие очереди — записывают за неделю–две. Неудивительно, что многие по старинке доверят авто гаражным мастерским, где ценник часто ниже. «Почему не легализуетесь?» — спрашивал у мастеров не раз. Отвечают, что сдерживают бюрократические проволочки, необходимость проходить сертификацию и... регулярно платить налоги. Но отчислять положенное в казну — святая обязанность каждого. И никаких уловок тут быть не может. А вот помочь легализовать бизнес таким автосервисам смысл есть: открыть грамотную систему кредитования, упростить сертификацию. А еще масса проблем с арендой подходящих помещений. Поэтому и ютятся умельцы в гаражных массивах на городских окраинах. А будь в этом стихийном автохозяйстве порядок, выиграл бы и бюджет, и потребитель. Да и дурацких угонов, уверен, стало бы меньше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter