Воздушная граница... Под землей

О границе, которую имеет наше государство, знает каждый школьник.
О границе, которую имеет наше государство, знает каждый школьник. Известно и про пограничные заставы с их неизменной атрибутикой: полосатыми столбами, контрольно-следовыми полосами, специально обученными собаками, и про пограничников...

Своеобразным темным пятном на этом фоне выглядит граница воздушная. Далеко не каждый (даже давно вышедший из школьного возраста) представляет себе специфику ее охраны. А о том, что главный пограничный столб воздушных рубежей находится под землей, вообще мало кто знает.

...Никогда бы не подумал, что Центральный командный пункт войск ПВО расположен рядом с магистралью, по которой ежедневно проходят тысячи машин, где и я проезжал не раз. Неприметный съезд, "кирпич", военный КПП, колючая проволока... Меня проводят внутрь, потом вниз, и я сбиваюсь при подсчете подземных этажей. Кто видел по телевизору космический ЦУП, тот представит и зал боевого управления: объемы и оснащение соизмеримы. Такое же многолюдье, те же видеомониторы, электронные табло и экраны на всю стену. Тут несколько таких подземных залов. Кстати, объект стоит на месте фортификационных сооружений, построенных еще в 1936 году легендарным генералом Карбышевым.

Теперь главный здесь - оперативный дежурный. Сегодня это полковник Вагиз Султанов. Несколько часов назад он провел инструктаж, выстроил свою смену и зачитал приказ о заступлении на боевое дежурство "по охране и обороне Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве".

В течение суток в подчинении оперативного дежурного будут находиться десятки человек в этом подземном бункере и еще около полутора тысяч по всей стране, заступивших на боевое дежурство одновременно. Это авиаэкипажи, расчеты зенитно-ракетных комплексов и радиолокационных станций, связисты, метеорологи...

Уточнение: мы находимся на командном пункте не только системы ПВО, но и ВВС. В Беларуси с прошлого года войска объединены в единый вид Вооруженных Сил. Для чего? Сопровождающий меня офицер поясняет, что исход современной локальной войны решается в воздухе - это показали операции "Буря в пустыне", балканский конфликт, антиталибская кампания в Афганистане. Иначе говоря, в случае чего с этого КП поступит команда не только пресечь полет нарушителя, но и нанести достойный удар по агрессору.

"Но вероятных противников у нас нет!" - подчеркивает сопровождающий меня офицер. Да-да, понятно. На то и армия, чтобы страна не была безоружной при его внезапном появлении. Во всяком случае, оперативный дежурный имеет право отдать приказ на боевое применение дежурных сил.

"За 25 лет боевого дежурства я такой приказ не отдавал ни разу! - подчеркивает полковник Султанов. Говорит "тьфу-тьфу" и стучит по столу. - Пусть и никому не придется!" Кстати, этот командный пункт охраняет наши общие воздушные границы с Россией, о чем напоминает плакат размером в полстены.

...На экране монитора вижу контуры Беларуси и мерцающие точки. Внутри границы они голубые: эти летающие объекты опознаны и сопровождаются. А вот несколько зеленых - над польской территорией, неподалеку от границы. Может, спортивные самолеты, дельтапланы или сельхозавиация. Эти аппараты только наблюдаются. Возможно, опознавать и не придется: один уже повернул в глубь Польши.

А ведь кто-то из боевого расчета какой-то радиолокационной станции ведет этот объект. Как и каждый из 500 гражданских рейсов! В среднем именно столько транзитных пассажирских "бортов" в день сопровождает и контролирует каждая боевая смена! Военные радиолокационные станции мощнее, их сеть гуще покрывает страну и лучше "видит" пространство. Поэтому помогать гражданским коллегам приходится каждодневно.

Вспоминаю нашумевшую историю сбитого над Беларусью воздушного шара... Это меланхоличного с виду полковника - оперативного дежурного - задевает. "А знаете ли вы, что шар был не один, но только этот залетел в коридор для гражданских рейсов? А если бы столкнулся с международным "бортом"? Почему об этом не говорят? Почему не пишут, как мы спасаем гражданские суда в форс-мажорных условиях? А сегодня, например, спасли солдата. Экипаж специального вертолета доставил его из деревенской больницы в госпиталь. Успели сделать операцию! Несколько лет назад так же спасли немецких туристов после автокатастрофы".

Даже без этого эмоционального взрыва я верю своему собеседнику, что наша техника слежения и наведения не хуже натовской, что нормы жестче, а самолеты безоговорочно лучше. "Нашим бы ребятам "налету" побольше!" Верю, что мышь, как говорилось прежде, через границу не прошмыгнет. 17 марта засекли над Польшей "низколетящую малоскоростную" цель. Когда пересекла границу, подняли вертолет. Оказалось - стая гусей!

Рядовой-планшетист, что чертил какие-то маршруты на прозрачной карте, - уже вчерашний день ПВО. Мне пояснили, что в Беларуси создана принципиально новая система автоматизированного управления ПВО, называется "Бор". Она может так же удивить военных специалистов, как созданная у нас гусеничная боевая машина. "Бором" уже интересуются многие страны, включая Россию. Двигайся через границу хоть армада новых Рустов, каждый будет замечен, отслежен и, если необходимо, принужден к посадке. "Бор" еще в августе прошлого года, на учениях "Неман-2001", показали Главнокомандующему. Тогда, кстати, А.Лукашенко дал высокую оценку работе командного пункта.

На конец мая - начало июня намечены масштабные учения "Березина-2002". И если Главнокомандующий пожелает руководить учениями с Центрального командного пункта, здесь к этому готовы. Прощаясь, желаю офицерам сдать экзамен на "отлично". Желаю впредь ограничиваться - как полковник Султанов! - исключительно боевыми дежурствами и боевой учебой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter