Война - "конвертам", мир - налогам

Как государство богатеет, и чем живет, и что имеет? Ответы на эти наиважнейшие вопросы, как правило, кроются за сонмом малопонятных рядовому гражданину цифр.
Как государство богатеет, и чем живет, и что имеет? Ответы на эти наиважнейшие вопросы, как правило, кроются за сонмом малопонятных рядовому гражданину цифр. Но и без них ясно, что процветание страны зависит от благополучия ее предприятий и граждан и их заинтересованности платить налоги сполна и в срок.

О проблемах в этой тонкой финансовой сфере обозреватель "Интерфакса" Иван СТЕПУРА беседует с министром по налогам и сборам Константином СУМАРОМ.

- Константин Андреевич, были ли в первые месяцы года серьезные трудности с наполнением казны?

- За 4 месяца в консолидированный бюджет поступило 2.258 миллиардов рублей. Тем самым план перевыполнен на 3,2 процента. Традиционно более половины доходов казны обеспечивают НДС, акцизы, налоги на прибыль и подоходный. Но если темпы поступлений денег из первых двух источников опережают плановые задания (НДС - на 8,2, акцизы - на 9,2 процента), что связано с ростом реализации подакцизной продукции и гармонизацией зачетов налога на добавленную стоимость, то недобор по налогу на прибыль превысил 11 процентов.

Не дает покоя и растущая недоимка в бюджет. За 4 месяца она увеличилась со 134,2 до 208,6 миллиарда рублей и достигла 2,7 процента годового плана. Подавляющая часть задолженности приходится на государственные предприятия, а в отраслевом разрезе на два ключевых министерства - промышленности и сельского хозяйства. Например, 16,3 миллиарда задолжал в казну Климовичский ликеро-водочный завод, 13,6 и 12,2 миллиарда рублей - минские моторный и тракторный заводы и т.д.

А ведь от собираемости налогов зависят финансовый потенциал государства, возможность реализации хозяйственных, оборонных и социальных инициатив.

- Не связан ли рост недоимки с высокой налоговой нагрузкой?

- Последние несколько лет в стране, напротив, наблюдается перманентное снижение налоговой нагрузки на экономику. В 2001 году изъятие налогов было на уровне 41,5 процента ВВП, в первом квартале нынешнего - 40,6 процента, а к концу года, по прогнозам наших аналитиков, налоговый пресс еще уменьшится. И это основное направление фискальной политики страны в ближайшей перспективе.

- Как влияют на сбор налогов индивидуальные льготы и преференции?

- Отрицательно. Принципиальная позиция налоговой службы: предоставление льгот целесообразно только в исключительных случаях и только для тех плательщиков, которые за счет временных послаблений способны упрочить свой производственный и финансовый потенциал. Иначе это не более чем бюджетные инъекции, приводящие к увеличению низкорентабельных и убыточных предприятий.

В прошлом году индивидуальные льготы и кредиты составили 96 миллиардов рублей, или 1,7 процента доходной части консолидированного бюджета. В первом квартале нынешнего года сумма преференций (35,4 миллиарда рублей) в полтора раза превышала сбор налога на доходы и увеличилась до 2,2 процента поступлений в государственную казну. Однако в апреле индивидуальные льготы по налогам, сборам и таможенным платежам упразднены. Вместо них введены иные формы государственной налоговой поддержки отдельных категорий плательщиков с учетом отраслевых и прочих объективных особенностей. Кроме того, предусмотрен механизм прямых адресных бюджетных субсидий. Налоговых льгот в результате станет значительно меньше.

- Будет ли в этом году решен вопрос о введении двухуровневой плоской шкалы подоходного налога?

- Предложения о введении двух ставок подоходного налога - 10 и 15 процентов - уже представлены в Минфин. В то же время в налоговом законодательстве предусмотрена система вычета из налогооблагаемого дохода средств, потраченных на строительство жилья, обучение, что уже есть стимул к легальному получению высокого дохода.

- Ходят слухи, что подготовлен проект декрета по борьбе с "конвертными" выплатами?

- Вы, очевидно, ведете речь о принципиально новом проекте декрета Президента, согласно которому банки будут выдавать нанимателю деньги на зарплату его работникам при условии, что сумма подоходного налога, предлагаемого к уплате в бюджет, не ниже определенной величины, учитывающей и скрытые "конвертные" доходы. Если работодатель искажает отчетность, уменьшая зарплаты, то некоторую часть подоходного налога ему придется платить из собственных средств. И банки будут ответственны не только за сам факт наличия платежного поручения на перечисление подоходного налога в бюджет, но и за соответствие суммы, указанной в нем, фактической. То есть если казне с фонда оплаты труда причитается 10 миллионов подоходного налога, то юридическому лицу не удастся перечислить лишь 100 рублей. Предполагается, что новые меры устранят неполное и несвоевременное удержание подоходного налога.

"Конвертные" выплаты не так уж безобидны. За ними, как правило, скрыты незаконные коммерческие сделки, нелегальный наем на работу, в том числе мигрантов, уход от налогов и т.д. Необходимо разрубить этот гордиев узел.

Сегодня налоговые органы вправе требовать декларацию о доходах и имуществе у любого физического лица, а при совершении сделки на сумму свыше 2.000 базовых величин предоставление сведений об источниках финансовых средств просто обязательно. Конфиденциальные сведения таже являются важным средством выявления неучтенных выплат. В дополнение к существующим нормам разработан проект закона, позволяющего нам доначислять налог с разницы между доходами, заявленными в декларации, и фактическими расходами. Его принятие ожидается на осенней сессии парламента.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter