Вот так номер!

Экстренные службы перейдут с номера 101 на 112

Для вызова экстренных оперативных служб мы будем набирать 112

Мы давно и четко усвоили: что бы ни случилось, набери 101 и сообщи о проблеме. Помощь придет незамедлительно. Но, судя по всему, уже очень скоро всем нам придется запоминать совсем другую комбинацию цифр. Две единицы и двойка — 112. Эта новация — одна из многих, которые предусматривает проект нового Закона «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Беларуси». В конце июня депутаты Национального собрания рассмотрят его во втором чтении.

Чтобы не возникло путаницы, объясню. Закон с таким названием в республике уже есть: он принят в 2002 году. С тех пор утекло немало воды и многое изменилось. Страна вовсю строит АЭС, приняты законы об использовании атомной энергии и гражданской обороне… Коррективы внесла сама жизнь, теперь их нужно положить на бумагу.

— В 2002-м система только создавалась, многое делалось на перспективу. Сегодня в составе МЧС (помимо 900 боевых подразделений) — четыре департамента, собственная авиация, кинологическая, водолазная, понтонная и другие службы... Мы уже видим, как эта система работает и в чем требуется корректировка правовой базы. Изменений и дополнений немало, поэтому закон изложен в новой редакции, — рассказывает «Р» Виктор Андреенко, начальник Управления правового обеспечения МЧС Беларуси. — Из наиболее важных моментов, по которым еще предстоит определиться депутатам, — номер 112, право на обоснованный профессиональный риск, а также право спасателей на применение физической силы и оружия при исполнении служебных обязанностей.

Идем по порядку. К номеру 01 мы привыкли еще с советских времен, поэтому и в 1990-е менять его не стали, наоборот, активно рекламировали. Еще одна единица, появившаяся несколько лет назад, потребовала очередной информационной кампании в СМИ, но не добавила удобств при наборе… На дисковом телефоне приходится дважды набирать первую и последнюю цифру. Для ребенка или пожилого человека это не очень удобно. Есть риск спутать «экстренный» номер с похожими 102, 103, 104… Общеевропейский 112 в этом смысле проще.

— Единый номер вызова экстренных оперативных служб оправдал себя и в Западной Европе, и в США. Это позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации, а также слаженность между службами при ликвидации ЧП. В случае одобрения депутатами данную функцию в нашей стране будет выполнять номер 112, — говорит Виктор Андреенко. — Конечно, переход не будет одномоментным. Параллельно с новым номером будет сохранен и 101. В Литве, например, которая четыре года назад приняла европейский стандарт, все это время оба номера выступают как дублирующие.

Второй важный вопрос касается служебного оружия.

В отдельных подразделениях министерства оно есть: оружие используется для учебных целей, охраны материальных ценностей. Есть у спасателей и право на его ношение и хранение. Но не оговорены нюансы применения в военное и мирное время.

— Новый законопроект детально рассматривает эти моменты. В нем сказано, что в условиях военного времени спасатели имеют право на ношение и хранение боевого и служебного оружия, а также боеприпасов к нему. При этом оно может применяться только для поддержания порядка и самообороны, — объясняет Виктор Андреенко. — В мирное время этим правом могут пользоваться работники МЧС, которые доставляют секретную почту, обеспечивают сохранность оружия, денежных средств, других материальных ценностей. Сопровождают грузы гуманитарной помощи и взрывчатые вещества. Параллельно закон предусматривает право сотрудника МЧС на применение физической силы при исполнении служебных обязанностей. В первую очередь речь идет о пресечении преступлений и административных правонарушений, самообороне, а также случаях противодействия законным требованиям сотрудников МЧС. Увы, спасатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда люди пытаются помешать, хуже того, проявляют агрессию. 

Еще один тонкий момент — право человека в боевке и каске на обоснованный профессиональный риск. Объясню, что это такое. Вы бежите по задымленным этажам с двумя тяжеленными баллонами сжатого воздуха за спиной. Пробираетесь в квартиру, где, по словам мамы, находится двухлетний ребенок. Дверь закрыта. Вскрываете замок и проникаете внутрь. Находите мальчика — и по лестнице вниз. Жизнь малютки спасена. А через неделю мама подает на вас в суд за сломанную дверную ручку и залитый пеной пол в квартире. И не смейтесь: таких историй — тысяча и одна.

— Давно назрела необходимость финансово обезопасить работу тех, кто рискует собственной жизнью, спасая чужую. Право на обоснованный риск предполагает следующую трактовку. Если причиненный действиями по ликвидации ЧС ущерб меньше предотвращенного, это будет считаться обоснованным и компенсации не потребует, — говорит Виктор Андреенко. — Все должно быть соразмерно и подчинено здравому смыслу: реальная угроза, действия оперативного подразделения и достигнутый эффект. Нельзя достать из покореженного авто людей, не разрезав при этом его кузов в определенных местах. И это не чья-то неаккуратность. Это профессиональная необходимость, с которой нужно считаться.

Прямая речь

Владимир ВАСИЛЕНКО, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

— Этот закон приводит отдельные положения в соответствие с действующим законодательством, уточняет правовые и организационные основы деятельности органов и подразделений по ЧС. Определяются полномочия Президента в этой сфере. Детализируются случаи, при которых спасатели и члены их семей имеют право на получение страховых выплат. Уточняются многие другие важные моменты.

В целом закон принят в первом чтении. Сейчас идет доработка отдельных положений, вносятся поправки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter