Завтра откроется новая стационарная экспозиция "У хвалях няспыннага руху: аўтамабiльнымi шляхамi Коласа"

Вот, новый поворот

Литературно–мемориальный музей Якуба Коласа зовет в гараж. Сегодня вечером там, где до прошлого года стояла легендарная коласовская «Победа», откроется новая стационарная экспозиция. Познакомиться со знаковыми для автора «Новай зямлi» событиями теперь можно через призму служебных и личных автомобилей — всего их у Коласа было шесть. Каждый — новая веха, очередной виток в жизни поэта. Он был твердо уверен в том, что всем нам суждено пройти свой определенный жизненный круг. Пока не пройдешь один, не выйдешь на следующий. Это убеждение и легло в основу новой экспозиции: шесть машин — шесть кругов — шесть периодов в судьбе поэта.

 



Круг первый


Автомобиль ГАЗ М–1

(осень 1936 г. — сентябрь 1939 г.)

Первая служебная машина, которую поэт называл «мой чорны варанок», появилась у него в 1936 году. Авто с шофером Коласу презентовали аккурат в год 30–летия творческой деятельности с формулировкой «за выдающиеся заслуги в области белорусской художественной литературы». И все это время, еще с 1925 года, Колас находится под пристальным вниманием органов госбезопасности. Один за другим были арестованы и репрессированы близкие родственники поэта — дядька по материнской линии, общественный и политический деятель Язэп Лёсик и родной брат жены Александр Каменский.

КСТАТИ. В 1939 году Якуб Колас получил орден Ленина. Экспозицию украшает его оригинальная копия — стесненные гаражные условия не позволяют разместить в помещении оригинал.

Круг второй 


Автомобиль «Шевроле»

(1939 г. — 24 июня 1941 г.)

Сыновья поэта Даниил и Михаил у отцовского «Шевроле». 1941 г.

В конце 1939 г. вместо ГАЗа, который, как говорил Янка Купала, «забралi служыць у войска», Колас и Купала получили по трофейному «Шевроле». Именно на нем в июне 1941–го поэт с женой, сыновьями Даниилом и Михаилом и двоюродным дядькой И.Ю.Мицкевичем покинули пылающий Минск.

КСТАТИ. Супруга шофера, увозившего семью Мицкевичей из столицы, сохранила ключ от того самого «Шевроле». После окончания войны она разыскала поэта и отдала ему вещицу в знак памяти. Увы, позже ключ был безвозвратно утерян. В экспозиции представлен ключ от оригинального «Шевроле», не принадлежащего, однако, Коласу.

Круг третий


Автомобиль «Опель–Олимпия»

(декабрь 1944 г. — 1947 г.)

Писатель на полях совхоза «Вишнево». 1951 г.

«Опель–Олимпию» народному поэту, вице–президенту Академии наук БССР выдали в 1944 году. Водителем стал Федор Ходосовский — тот самый, который до войны управлял колосовским «Шевроле». После незначительного ДТП Ходосовского рассчитали и на его место позвали водителя из гаража Академии наук Сергея Сонюшкина.

Круг четвертый


Автомобиль «Опель–Адмирал»

(17 июля 1947 г. — конец 1954 г.)

За грибами Якуб Колас ездил в том числе и на служебном «Опеле–Адмирале». 1947 г.

Поездки по городу были практически ежедневными — работа, съезды, совещания, заседания. Как депутат Верховного Совета БССР поэт часто выезжал на встречи с избирателями. Особенно запомнилась ему поездка на Полесье, где, как он говорил, «зачалася яго дарога ў жыццё». Той поездки привычный к столичным дорогам «Опель–Адмирал» не выдержал, застрял в снегу, и поэту пришлось выбираться на санях. «Быў i надзею страцiў, што вярнуся дахаты...» — вспоминал усмехаясь Константин Михайлович.

КСТАТИ. Эта машина досталась Якубу Коласу с легкой руки Пантелеймона Пономаренко. В своем дневнике поэт написал: «Каля паловы шостай прыгналi «Адмiрала». Каля 8 гадзiн вечара ездзiлi на аўтастраду. Праехалi 27 кiламетраў у адзiн бок».

Круг пятый


Автомобиль ГАЗ М–20

(1953 г. — 1956 г.)

Семейная «Победа» теперь принадлежит внуку поэта Андрею Мицкевичу (на фото).

Единственная машина, принадлежащая семье Мицкевичей. Чаще всего легендарной «Победой» пользовались старший сын поэта Даниил и его супруга Зорина. До прошлого года «Победа» стояла в том самом гараже, где сейчас развернулась экспозиция. Чуть позже наследники перегнали машину в другое место.

КСТАТИ. Сам Якуб Колас за рулем никогда не сидел и не имел водительских прав.

Круг шестой


Автомобиль ЗИМ

(4 апреля 1955 г. — 1956 г.)

история-музей-выставка004-160516 (Копировать).jpg
У дверей ЗИМа. 1955 г.

Служебный автомобиль ЗИМ поэт получил от Академии наук в 1955 году. Неизменным вице–президентом гуманитарного сектора АН БССР Константин Михайлович был на протяжении 28 лет.

А ЧТО ЕЩЕ

Отдельный раздел экспозиции посвящен любимым местам поэта. Он был страстным грибником. Прекрасно знал не только места, но и время сбора грибов. Так, на выставке можно увидеть отрывной календарь, где на странице от 10 августа 1953 г. рукой поэта выведено: «Павiнны паявiцца баравiкi». Эту запись Колас сделал еще 14 января, о чем также не преминул сообщить чуть ниже.

leonovich@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА и из фондов Государственного литературно–мемориального музея Якуба Коласа.

Советская Белоруссия № 93 (24975). Четверг, 19 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter