Воспоминания о ленд-лизе

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе из самолетов США было сформировано 250 авиаполков АЛСИБ - так называлась секретная авиатрасса между Аляской и Сибирью, по которой в 1942 - 1945 годах на советский фронт перегнали более восьми тысяч американских самолетов.

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе из самолетов США было сформировано 250 авиаполков АЛСИБ - так называлась секретная авиатрасса между Аляской и Сибирью, по которой в 1942 - 1945 годах на советский фронт перегнали более восьми тысяч американских самолетов. Среди них - бомбардировщики А-20 "Бостон" и В-25 "Митчел", транспортные перевозчики С-47 "Дуглас", истребители "Аэрокобра" и "Кингкобра".

Авиационная техника США поставлялась в Советский Союз в рамках ленд-лиза - системы безвалютного взаимного обмена товарами и услугами с окончательными расчетами после войны с рассрочкой на много лет. Однако вскоре после победы над фашистской Германией Сталин отказался платить долги американцам, и их военно-экономическая помощь на общую сумму более

10 млрд. долларов в Советском Союзе стала всячески принижаться или вообще замалчиваться.

Характерный пример: о боевом содружестве советских и французских летчиков были написаны десятки книг и поставлен популярный в свое время фильм об авиаполке "Нормандия - Неман", хотя на советским фронте с фашистами сражались всего два таких полка. Но мало кому известно, что из самолетов США у нас было сформировано 250 авиаполков. Они приняли участие во всех главных сражениях Великой Отечественной войны, включая Сталинградскую и Курскую битвы, форсирование Днепра и Берлинскую операцию.

В свое время, давая оценку этой помощи, нарком внешней торговли СССР Анастас Микоян сказал: "Мы, конечно же, победили бы и без ленд-лиза, но тогда бы провоевали с Германией еще лишний год-полтора". Ленд-лиз помог Красной Армии пролить меньше крови и не только встать на крыло, но и пересесть на колеса. Благодаря союзникам фронт получил более 400 тысяч автомашин, в том числе знаменитые "Студебекеры" и "Виллисы".

Кстати, после завершения второй мировой войны американцы еще в течение целых 15 недель опасались, как бы их самолеты еще раз не полетели по трассе АЛСИБа, но в обратную сторону. И, как сами понимаете, далеко не с дружескими целями. К счастью, этого не произошло. Каждая страна достаточно мирными способами определила свое место в мире. А нам осталась память о тех 60-летней давности событиях, когда советские и американские летчики-перегонщики проложили через Берингов пролив воздушный мост, ставший мостом дружбы и образцом хорошо проделанной совместной работы.

 

БЕЛЯЦКИЙ Владимир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter