Воспитатель – это диагноз. В хорошем смысле!

Многие помнят свою первую учительницу. А воспитательницу в детском саду? О них как–то не вспоминают. Считается, что учителя «лепят» характер и мировоззрение ребенка...
Многие помнят свою первую учительницу. А воспитательницу в детском саду? О них как–то не вспоминают. Считается, что учителя «лепят» характер и мировоззрение ребенка. Но забывают, что характер ребенка формируется еще до 5 — 6 лет. А значит, одну из ключевых ролей в этом тонком процессе играет именно воспитатель детского сада. И от него очень многое зависит в последующей жизни малыша. Когда произносишь название этой профессии, представляется женщина исключительной доброты и терпения. Так ли это на самом деле? Наши читатели размышляют на эту тему, и выводы их не всегда однозначны.

Молодая минчанка прислала письмо, в которое очень не хочется верить. Ее четырехлетняя дочь, общительная и иногда не в меру резвая девочка, всегда посещала сад с удовольствием. Но внезапно ребенок категорически отказался идти в группу. Девочка стала пугливой, боится темноты, у нее появился энурез. По словам матери, это произошло после весьма непедагогичного поступка молодой воспитательницы. Когда девочка не захотела спать и чересчур расшалилась, та... заперла малышку в темной подсобке. Теперь, по словам матери, дочь состоит на учете у невропатолога.

Это письмо мы направили в соответствующие инстанции. Может быть, проверка и не подтвердит вину педагога. Но то, что такое могло произойти, согласитесь, не фантастика.

Еще одно письмо прислала молодая воспитательница. «Я работаю чуть меньше года в садике. Пошла туда по призванию. И вот теперь, как ни грустно, понимаю, что не могу справиться с детьми. Когда остаюсь с ними один на один, просто теряюсь. А они, замечая мою слабость, спешат напакостить. Особенно «стараются» два мальчика из неблагополучных семей. Занятия они срывают. Могут ударить другого малыша или разлить компот в суп. Не могу справиться с ними и порой плачу от беспомощности. Значит, я все–таки выбрала не ту дорогу?»

Хочется поддержать девушку. Думается, выбрав профессию по душе, она не ошиблась. Скорее всего, это просто растерянность, которая пройдет с опытом. За свое дело она переживает и вряд ли причинит вред даже самому непослушному малышу.

А минчанка Ольга Иванова рассказывает историю своей подруги. «Наташа для меня — пример того, как нужно любить свое дело. Вы бы видели, какие интересные занятия она проводит со своей логопедической группой! Постоянно придумывает что–то новенькое, прогрессивное. Бывает, за собственные средства покупает дидактические материалы. Дети ее обожают, и порой мне кажется, что домой возвращаются неохотно. Около года назад в группе появилась новенькая, синеглазая Аринка. Казалось, в четыре года у ребенка слишком грустные глаза. Выяснилось, что мама малышки серьезно больна. Спустя несколько месяцев она умерла. Отец у Арины неплохой, но горе так подкосило его, что он словно махнул рукой на ребенка, стал прикладываться к бутылке. Наташа сама ходила к ним домой, разговаривала с отцом. Других родственников в городе у девочки нет, к нам они переехали недавно. Сначала воспитательница перед работой заходила за Аринкой и помогала ей собраться. Потом все чаще девочка оставалась у нее ночевать. К сожалению, убедить отца вернуться к нормальной жизни не удалось, недавно его лишили родительских прав. И единственное, о чем мечтает моя подруга, это удочерить малышку. Может быть, таким образом повезет обеим».

Разные истории. Но все они подтверждают одну мысль: грамотное дошкольное воспитание играет отнюдь не второстепенную роль. И вероятно, правы авторы писем, утверждая, что следует думать о престиже не только школьного учителя, но и тех, кто вместе с молодыми, часто неопытными мамами закладывает кирпичики в основу будущей личности ребенка.

Компетентно

Ольга Шулбакова, детский психолог:

– На мой взгляд, в обществе недооценена роль воспитателя. Родители почему–то выбирают садик для ребенка по принципу, есть ли там бассейн или, скажем, стеклопакеты. А руководствоваться ведь надо в первую очередь тем, какие воспитатели будут заботиться о вашем ребенке. Малыш проводит в саду большую часть недели, с родителями общается лишь вечером и в выходные. Поэтому именно воспитателю отводится решающая роль в развитии психологически здоровой личности. Вопреки расхожим представлениям, педагог дошкольного учреждения — сложная и многогранная профессия. Здесь профессиональное и личностное начала очень тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, насколько воспитатель внимательный, сочувствующий человек, формируется представление о нем у детей. По сути, это вторая мама. Конечно, бывают случайные люди, которые не пытаются понять психологию воспитанников. Здесь нельзя отработать смену и уйти домой. К каждому ребенку обязательно нужно искать подход, выяснять его проблемы, анализировать их и решать совместно с родителями и психологом. Конечно, это нелегко, поэтому для воспитателей мы проводим специальные тренинги, обсуждаем проблемы не только их подопечных, но и самих педагогов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter