Вокруг орбиты с пристрастием

За лесными пожарами в Беларуси будет наблюдать новый спутник «Метеор»

С 2010 года за лесными пожарами в Беларуси будет наблюдать новый российский спутник «Метеор»

Эта весна лишила сна всех: дачников, председателей СПК и спасателей. Сезон природных пожаров стартовал почти на месяц раньше обычного — в регионах горят поля, леса и сенокосы. На барометре пожароопасности страны стоит 4-й класс из 5 возможных. И предварительные прогнозы синоптиков неутешительны: впереди засушливое, жаркое лето. А это значит — от винта!

Джинн из бутылки

Молодечненское отделение ГП «Беллесавиа» МЧС. Полдень. У кромки поля – самолет Ан-2 с водосливным устройством. Проверка всех систем – и крылатый патруль набирает высоту. Впереди 4 часа облета и более 500 км напряженного маршрута под крылом: Плещеницы – Крупки – Березино – Столбцы – Раков – Молодечно.

Сверху все видно на десятки километров: неровная нарезка посевных угодий, крохотные домики-наперстки, густая щетка леса… Дым от пожара поднимается к небу, как джинн, который вылез из гигантской бутылки. Летчик-наблюдатель определяет по карте нужный квадрат и сообщает по радиосвязи координаты горячей точки: «Патруль-15 — Лесорубу. Логойский район, деревня Прудищи: горит 0,2 гектара сухой травы на поле рядом с лесополосой. Примите меры!» Лесничество, получившее сообщение, тут же дублирует информацию местному МЧС – если не справятся первые, вторые непременно придут на помощь.

В это дежурство нашему борту пришлось выходить на связь еще 5 раз. Деревня Логи Воложинского района: опасный сельхозпал. Борисовщина: полыхает стерня возле деревеньки Подневка – дым валит прямо на жилые дома. Пуховичский район: разгорается лесополоса возле деревни Колеюги. Недалеко от Узды — выжигание сухой травы. Много дыма и огня в Столбцовском районе: на поле возле деревни Савони вспыхнула огромная скирда прошлогодней соломы. Ды-му! Мы приземлимся на аэродроме под Молодечно в 16.00, но работа летчика-наблюдателя на этом не окончится. Он сядет на телефон, обзвонит каждый из проблемных адресов и выяснит, все ли потушили, где есть подозрения на повторное возгорание и куда нужно залететь завтра. В такую погоду, говорят пилоты, леса и поля нужно «ловить».

«Десант» уполномочен затушить

Молодечненское отделение – одно из 12 в структуре «Беллесавиа». Каждый день в регионах страны в небо поднимаются 15 патрульных бортов: вертолеты Ми-2, самолеты Ан-2 и Ил-103. Еще 6 – в резерве.

По выходным и праздникам число облетов удваивается: дачники и отдыхающие массово выезжают за город и (в прямом смысле слова) дают стране копоти… А значит, жди беды.

— Интенсивно летаем уже с 1 апреля, хотя обычно все начинается 25—27 марта. Высокие дневные температуры, отсутствие дождей и прошлогодний сухостой – все это создает предпосылки для пожароопасной обстановки. Четвертый класс – это достаточно серьезно! Представьте: за один месяц налетали уже 1000 часов, при том что в прошлом году за весь сезон 2589, — анализирует ситуацию Алексей Пшонко, директор «Беллес­авиа» МЧС. – Самая тяжелая обстановка – в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Кроме собственных лесных пожаров и возгораний на полях СПК, добавляют хлопот и соседи. Свежий пример – лесной пожар в Лельчицком районе на площади более 500 гектаров. Он пришел к нам с территории Овручского района Украины фронтом в 2 километра – на тушение потребовалось несколько дней, десятки человек и вертолет Ми-8 авиации МЧС с водосливным куполом. В целом статистика апреля говорит сама за себя: 289 лесных пожаров, 303 загорания травы и кустарников, 5 пожаров на торфяниках и более 50 прочих. Сезон начинается тяжело.

Любой летчик вам скажет: самое сложное время весной – посевная в хозяйствах. Стерню и сухую траву жгут повсеместно, даже несмотря на сом­нительную пользу и высокие штрафы. Типичная картинка середины апреля: одна половина поля еще вовсю горит, вторую – в пепле и дыму – уже дискует трактор. Эти «черные пятна» весны хорошо заметны с воздуха и потом, много позже: летишь и видишь, где очередной горе-председатель решил ускорить процесс… Но посевная уже позади. Сейчас самая большая проблема – сенокосы с прошлогодней травой и дачные кооперативы, где в выходные горят тысячи костров с мусором и сухостоем. Стоит только ветру изменить направление, как огонь перебрасывается на жилые постройки, уходит на соседние поля, а оттуда – прямиком в лес. Каждый год одно и то же.

— Оперативнее, чем обнаружить пожар с воздуха, трудно что-то предложить. Все лесничества и лесхозы республики оборудованы теми же радиостанциями, что установлены на борту наших воздушных судов. Кроме того, ими снабжены и 8 узловых РОЧС страны. Летчик увидел дым – передал на землю, и там уже спустя 5—10 минут начинают тушить, — говорит Алексей Пшонко. – Ряд наших самолетов оснащен водосливными устройствами, которые позволяют с воздуха заливать небольшие пожары в лесах и на торфяниках. Есть в штате «Беллесавиа» и 51 парашютист-пожарный. Основная задача «десанта» – первая атака и локализация очага возгорания на земле. Мало кто знает, но именно они тушат 20—25 процентов всех обнаруженных пожаров.

Со скоростью «Метеора»

Аналитики МЧС доверяют только фактам. Судя по ним, пожары в природных экосистемах республики развиваются по синусоиде: один год подъем, два – спад… 2007-й и 2008-й стали именно такими: в прошлом году, например, зарегистрировано всего 2134 природных пожара. В этом – уже более 3000, причем лес и сухая трава с кустарником составляют подавляющее большинство – 2200 случаев.

— Судя по всему, в 2009 году мы получим резкий рост: итоговый показатель, скорее всего, приблизится к 5500—6000 природных пожаров. Предварительные прогнозы синоптиков и данные из регионов подтверждают наши опасения: практически повсеместно установился 4-й класс пожарной опасности. И большинство возгораний происходит по вине человека: шашлыки, дачные и сельхозпалы, — объясняет «Р» Алексей Андреенко, инженер отдела мониторинга и прогнозирования Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС. – Авиапатрулирование сегодня эффективное, но далеко не единственное средство обнаружения пожаров. Параллельно мы используем информацию с пяти американских спутников «NOAA TERRA». Снимки с орбиты поступают в центр в расшифрованном виде из Академии наук Беларуси. Единственное но: порой эти фотографии не дают нужной степени достоверности и требуют корректировки. Кроме того, съемка абсолютно бесполезна, если небо затянуто облаками… Но вскоре эти и другие шероховатости космического мониторинга сгладятся.

Сейчас прорабатывается проект по аренде нового радиолокационного спутника России «Метеор», который в мае запускают на орбиту. Испытания продлятся три месяца. К концу этого – началу будущего года Беларусь сможет получать высококачественные фото и данные вне зависимости от состояния атмосферы Земли. Минимум три раза в сутки. А значит, космическая оптика больше ни за что не спутает асфальтобетонный завод с верховым лесным пожаром.

Кстати

По данным Управления надзора и профилактики МЧС, этой весной из-за сжигания сухой травы погибли 4 пенсионера в Малоритском, Вороновском и Ляховичском районах. В Борисовском районе по вине дачных палов сгорели 8 жилых домов и 8 хозпостроек.

Это факт!

В Брестской, Гомельской и Минской областях решением областных администраций введен запрет на посещение лесов.

На снимке: сверху любой пожар как на ладони.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter