«Военный» статус прокуроров

Сотрудники Следственного комитета Гомельщины приняли присягу

Руководители подразделений и сотрудники Гомельского регионального управления Следственного комитета приняли присягу на верность Родине

Последние недели в жизни 53 вчерашних прокурорских работников Гомельщины, а сегодня — руководителей подразделений и сотрудников регионального управления Следственного комитета Беларуси были отмечены далеко не заурядным событием. В торжественной обстановке они приняли присягу на верность Родине и преданность профессиональному долгу. Церемония прошла в Гомеле в фойе областного общественно-культурного центра. Процедура ненова ни по форме, ни по содержанию. Тем не менее волнение у большинства людей в синих прокурорских мундирах, выходящих к знамени и произносящих слова «Если же я нарушу эту торжественную клятву...», чувствовалось. Что касается единой формы сотрудников утвержденной президентским указом структуры, то, по словам начальника управления Следственного комитета по Гомельской области Олега ШАРКОВА, образцы ее разработаны и в ближайшей перспективе ею будут обеспечены все сотрудники. Впрочем, наш разговор с Олегом Анатольевичем начался именно с его оценки произошедшего события — приведения к присяге сотрудников.

— Этот ритуал обязателен для бывших кадров по сути «гражданского госоргана» — прокуратуры, координирующей борьбу с преступностью и осуществляющей надзор за соблюдением законов страны, а также лиц, зачисленных в наши штаты «с гражданки», — его проведение оговорено в положении о прохождении службы в Следственном комитете. После присяги прокуроры становятся военными, получат оружие, новую специальную форму. Да и классные чины их трансформируются в привычные звания. К примеру, старший советник юстиции стал полковником юстиции. Присягу, кроме прочего, считаю полезным делом в плане воспитания будущих сотрудников комитета и, пусть не покажется высокопарным, повышения их чувства должностной ответственности перед Родиной и тем подразделением, в которое они пришли служить. Большинство же кадров, «влившихся» в структуру нашего регионального управления Следственного комитета, — из «военных» ведомств, они ранее приняли присягу. Это сотрудники органов внутренних дел, финансовой милиции. Какой-то целесообразности в том, чтобы они повторно формально прошли через этот церемониал, нет. Тем более что многие из этих людей уже не однажды присягали Родине. К ним отношу и себя. В первый раз принимал присягу в Вооруженных Силах СССР в 1985-м (храню как дорогую реликвию фото того момента), повторно — уже придя на службу в органы внутренних дел в 1990 году…

— Олег Анатольевич! Поскольку в должности начальника УСК по Гомельской области это ваше интервью правительственной газете первое, расскажите читателям о вашей прежней службе.

— Начинал в подразделениях криминальной милиции Заводского района Минска, с 1995 года принят оперативным работником в Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, почти два года перед последним назначением возглавлял эту структуру Министерства внутренних дел. До этого более трех лет координировал работу по поддержанию «чистоты» милицейских рядов в Управлении собственной безопасности МВД. Согласно президентскому указу назначен на новую должность с 13 декабря минувшего года, практически организацией работы подчиненного управления Следственного комитета занимаюсь с первого дня текущего года.

— Какие-то принципиальные изменения или нестандартные организационные подходы в этом деле уже потребовались? Изменилась ли работа следователей под «крышей» нового ведомства?

— Если касаться правовой базы, то, как известно, в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы внесен ряд изменений и дополнений, связанных с образованием Следственного комитета. Но в целом процессуальная практика, которую мы используем при расследовании уголовных дел, осталась прежней. К принципиальному положительному отличию нынешней работы наших следователей от предшествующей я бы отнес то, что они стали более независимы в своих действиях. Вывод их под общую, как вы назвали, «крышу» Следственного комитета из-под ведомственного влияния или субъективных позиций руководителей подразделений (будь то милиция, прокуратура или органы финансовых расследований) дал возможность следователям вести дела более объективно и выполнять свои обязанности более профессионально. Не хочу утверждать, что до создания СК повсеместно наблюдались злостные перегибы в расследовании уголовных дел. Но факты, когда интересы органов дознания и следователей иногда, мягко говоря, не совпадали, есть неоспоримые. И Гомельщина не исключение. В минувшем году в области по ряду расследованных уголовных дел суды выносили оправдательные приговоры. Не исключая профессиональных ошибок самих следователей, в этих примерах не исключается и прямое влияние на следственный процесс неких корпоративных интересов. С другой стороны, мне бы не хотелось как-то выпячивать нашу структуру над остальными правохранительными органами: вот, мол, мы появились и сразу свернули горы. Наши сотрудники тесно работают в составе следственно-оперативных групп и при организации других служебных мероприятий с коллегами из УВД (начальник управления Валерий Полищук) и областной прокуратуры (прокурор Сергей Аземша), их районными звеньями. То, что мы имеем в активе, — итог совместных наработок. А если брать статистику, то за последние два месяца в области наблюдается снижение количества возбужденных уголовных дел. Неплохие результаты и по раскрытию этих преступлений. Так, все совершенные за этот период на Гомельщине убийства благодаря солидарным усилиям оказались раскрытыми. Скажу честно, как человека и руководителя управления меня искренне радует, что «страшилки» разного рода паникеров и злопыхателей насчет того, что в условиях наблюдавшейся нестабильной финансово-экономической ситуации республика захлебнется валом уголовщины, хищений и разбоев, не оправдались. Полагаю, этого не случилось в немалой мере и из-за четкой работы властей и правоохранителей.

— Приходилось ли сотрудникам комитета заниматься за это время делами, получившими широкий общественный резонанс?

— За два месяца текущего года в производстве следственных подразделений УСК Беларуси по Гомельской области находилось более 4500 уголовных дел. В среднем нагрузка на каждого следователя управления варьировалась от 3 до 10 уголовных дел. Это немало, но сотрудники УСК делают все необходимое, чтобы выдержать сроки и обеспечить высокое качество расследуемых преступлений, в том числе сложных, резонансных. Приведу один из примеров. В первый день нового 2012 года отделом Следственного комитета по Ветковскому району возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц, которые в новогоднюю ночь совершили разбойное нападение на водителя автомобиля, подвозившего их в поселок Станки названного района. Трое молодых людей, подойдя к извозчику-нелегалу в районе Прудковского рынка в Гомеле, предложили ему за 100 тысяч рублей доставить их в этот населенный пункт. Когда прибыли в оговоренное место, один из незнакомцев, сидевший в салоне сзади водителя, вместо оплаты за услугу… набросил ему на шею специальную шелковую удавку. Напарники душителя в это время удерживали водителя, стараясь минимизировать его сопротивление. Но фортуна оказалась на стороне пострадавшего: вместе с удавкой он смог вырваться от нападавших и скрылся от преследователей. О произошедшем с ним по мобильному телефону сообщил в милицию.

В ходе осмотра места происшествия были изъяты слепки следов протектора автомобиля, обуви незнакомцев. С помощью водителя составлен портрет одного из нападавших. По возбужденному уголовному делу назначен ряд экспертиз: трасологическая, судебно-медицинская, генотипоскопическая… Серо-перламутровый автомобиль «Рено Меган Сценик» 2002 года выпуска стоимостью около 59 миллионов рублей и похитившие его молодые люди были объявлены в розыск. Через день могилевским госавтоинспекторам из ОВД города Клинцы Брянской области поступила оперативная информация о задержании разыскиваемого авто на территории Российской Федерации за невыполнение водителем требований полицейских об остановке транспортного средства. Правда, в руках полицейских оказались только двое пассажиров «рено»: управлявшему им парню удалось скрыться. Могилевчане оперативно передали полученные сведения в Ветковский РОВД. В тот же день по фотографии пострадавший гомельчанин опознал преступника, едва не лишившего его жизни удавкой. Названный гражданин, а также два его подельника, жители нашей республики в возрасте от 25 до 31 года, все ранее судимые за разбой и кражу, задержаны и этапированы в Гомель. Сейчас по этому делу завершаются следственные действия. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, направленных на раскрытие этого преступления, сыщиков ожидала еще одна удача. Установлено лицо, совершившее в 2011 году пять краж автомашин в Речицком, Советском и Железнодорожном районах Гомеля. 28-летний житель одной из деревень Буда-Кошелевского района также дает cейчас показания следователям.

На снимке: присягу принимает подполковник юстиции Евгения ЧИКУНОВА.

Фото: Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter