В столице Душанбе завершила работу двухнедельная международная конференция по водному сотрудничеству

Водная бомба

В столице Таджикистана Душанбе завершила работу двухнедельная международная конференция по водному сотрудничеству. Это негромкое событие не получило широкого освещения в мировых СМИ. Однако оно было посвящено проблемам, которые в недалеком будущем могут существенно повлиять на жизнь не только центрально-Азиатского региона, но и всего мира.

 Пресная вода становится все более дефицитным ресурсом, что в условиях продолжающегося роста населения планеты может привести, без преувеличения, к  настоящим водным войнам, то есть к конфликтам за доступ к водным ресурсам. Проблема осложняется тем, что как раз во многих засушливых регионах, традиционно испытывающих дефицит пресной воды, наблюдается демографический взрыв. 

Думаю, что Центральная Азия  потенциально одна из первых горячих точек нарождающегося водного кризиса. Засушливый регион, где  основными водными артериями являются  две большие реки  Амударья и Сырдарья, за последние 50 лет увеличил свое население почти в три раза. Это усугубляется сложившейся в странах Центральной Азии системой хозяйствования, крайне расточительной в отношении водных ресурсов. В советское время сельскохозяйственной специализацией многих центральноазиатских республик (в первую очередь Узбекистана) стало хлопководство. Высокие затраты воды на орошение хлопковых плантаций усугублялись неэффективностью оросительных систем, где значительная часть дефицитной воды расходовалась впустую, испаряясь или уходя в песок.

Следствием нерационального использования водных ресурсов стала аральская катастрофа. Осушение Аральского моря нанесло тяжелый урон  прилегающим территориям Казахстана и Узбекистана. Практически погибла рыбная отрасль, в которой было занято большинство населения, ухудшение экологической обстановки привело к росту заболеваемости в регионе. Соли, пестициды и ядохимикаты разносятся с осушенного дна моря на тысячи километров, достигая в том числе и территории Беларуси.

В последние годы Казахстан смог осуществить успешный проект по частичной реанимации северной части Аральского моря (так называемый Малый Арал, отделившийся от южного, или Большого Арала в результате усыхания моря в конце 1980-х гг.). Здесь была возведена плотина, перенаправившая весь сток Сырдарьи в бассейн Малого Арала, в результате чего уровень озера поднялся на несколько метров. Благодаря этому удалось частично возродить рыбную отрасль и существенно улучшить экологическую обстановку. Казахстан вынашивает планы по увеличению высоты плотины, благодаря чему уровень воды в северном Арале сможет вернуться к докризисным значениям. Однако в районе большого Арала ситуация остается по-прежнему катастрофической и, по всей видимости, не имеющей разрешения.

Следствием усыхания Аральского моря стала еще большая засушливость климата в Центральной Азии, усугубляемая общими тенденциями глобального потепления. В результате происходит интенсивное таяние ледников Памира и Тянь-Шаня, которые питают основные реки региона. Чем это может обернуться в не самой далекой перспективе, представить несложно. Перенаселенный регион, испытывающий острый дефицит водных ресурсов, является бомбой замедленного действия. Это усугубляется близостью Афганистана и всего нестабильного Ближнего Востока с его растущим исламским радикализмом.

Более того, водный кризис будет способствовать дальнейшей дестабилизации региона, обостряя межгосударственные противоречия или подогревая сепаратизм. Так, в последнее время начали проявлять себя сепаратистские настроения в Каракалпакии. Это автономная республика в составе Узбекистана, значительная часть которой расположена в зоне аральской катастрофы. Пока немногочисленные сторонники независимости Каракалпакии рассчитывают компенсировать проблемы региона за счет самостоятельной эксплуатации местных нефтегазовых месторождений (запасы газа были обнаружены в том числе и на обнажившемся дне Арала).

В связи с нарастающим водным кризисом в Центральной Азии все чаще муссируется давний проект переброски сюда части стока сибирских рек. По мнению сторонников этой идеи, проект выгоден как России, так и странам Центральной Азии. Россия получает стабильное и дружественное пространство к югу от своих границ, Центральная Азия – разрешение одной из острейших своих проблем. Впрочем, отношение к этому проекту, от которого отказались еще в советское время, весьма настороженное, и говорить о его возможной реализации преждевременно. 

А пока проблемы Центральной Азии остаются нерешенными, и водная бомба продолжает тикать…

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter