Водительский полуфабрикат

Увы, нередко автомобиль из транспортного средства превращается в разъяренного динозавра, крушащего на пути все и вся.
Увы, нередко автомобиль из транспортного средства превращается в разъяренного динозавра, крушащего на пути все и вся. И частая тому причина - недостаточная подготовленность водителя, особенно новичка. "СБ" не раз обращалась к этой теме, но начальник Минской ГАИ Владимир Косовский нашел, так сказать, новый ее поворот. Как видится ему проблема недоучки за рулем? С этим вопросом и обратился к Владимиру Петровичу корреспондент "СБ".

- Увы, выпускники автоучебных организаций со стажем до одного года скверно влияют на статистику аварийности в городе. Между тем профессия водителя - одна из самых распространенных. За последние 15 лет только в Минске порядка 266 тысяч жителей пополнили ряды автомобилистов. При этом многие из-за отсутствия необходимых знаний и навыков, умения прогнозировать дорожную обстановку на первом же году самостоятельного управления машинами и мотоциклами попали в дорожно-транспортные происшествия. За те же 15 лет таких ДТП совершено 663. 83 человека погибли, 664 получили ранения. Причем каждое третье из этих происшествий произошло именно по вине молодых водителей. Глубокая скорбь и огромные страдания, которые стоят за этими цифрами, не поддаются никакому учету, а основная вина за случившееся ложится на автошколы и клубы, педагогические коллективы которых не смогли передать своим выпускникам необходимые профессиональные знания и навыки.

- Ситуация, как видим, не нова. Что же делается, чтобы ее выправить?

- С 1999 года организации, занятые подготовкой водителей, действуют в рамках государственного регулирования. Госавтоинспеция выдает соответствующие лицензии и контролирует соблюдение определенных требований и условий, установленных законодательством. В частности, введены единые и обязательные для всех автоучебных организаций программы подготовки и переподготовки водителей всех категорий, утвержденные управлением ГАИ МВД. Кроме того, на Госавтоинспекцию возложены контрольные функции в сфере деятельности, о которой мы говорим.

Не хотелось бы утомлять читателя цифрами проведенных Минской ГАИ проверок, поверьте, они исчисляются за год многими сотнями. Главное в другом: из поля нашего зрения не выпадает ни одна сторона деятельности автоучебных организаций города. А дважды в год проводятся всеобъемлющие общегородские операции под условным названием "Учебный автомобиль", к осуществлению которых привлекаются все органы и подразделения столичной Госавтоинспекции. Думаю, проявленная в данном случае принципиальность найдет понимание у общественности. По нашим предложениям за три последних года список автоучебных организаций Минска сократился почти на треть. Только в прошлом году мы ходатайствовали о приостановлении действия лицензий 5 автоучебных организаций. Руководителям еще пяти на устранение недостатков был дан сжатый срок.

Встречаются между тем нарушения самого разного свойства. Тут и невыполнение программных требований, и приписки учебных часов. Была допущена фальсификация учебной документации аж на 987 выпускников автошкол. Приходится адекватно на это реагировать. 21 учебная группа в полном составе не была допущена к сдаче экзаменов в ГАИ. Неудовлетворительные результаты, показанные курсантами, дали основание направить в автошколы десятки критических предписаний. Кстати, десятки же руководителей автошкол и водителей-инструкторов понесли административные наказания, т.е. оштрафованы. Адресат нам нередко подсказывают сами выпускники автошкол и клубов. Мы регулярно проводим среди них анонимное анкетирование по поводу качества обучения.

- Как видим, делается Госавтоинспекцией немало. Почему же подготовка водителей улучшается медленно?

- Чтобы готовить квалифицированных шоферов, автошкола, по минимуму, должна иметь собственную учебно-материальную базу, соответствующую программным требованиям, опытный педагогический коллектив и т.д. Однако у большинства учебных организаций слишком многое отсутствует. Вот и получается, что, несмотря на все усилия Госавтоинспекции, в последние годы существенных положительных сдвигов в качестве подготовки водителей не происходит.

Кардинально решение проблемы возможно, лишь если предпринять следующие шаги: в стране будет введено единое положение о подготовке водителей; Министерство образования установит единое методическое руководство над этим процессом; появится единая квалификационная комиссия для преподавателей и мастеров по обучению вождению. Наконец, будущие профессиональные водители, особенно если речь идет об автобусах, троллейбусах и т.п., должны проходить соответствующий психологический отбор.

Сейчас, как известно, разрабатывается закон "Об обеспечении безопасности дорожного движения". Надеюсь, перечисленные проблемы найдут в нем отражение. Уверен: это позволит значительно улучшить качество подготовки водителей. А значит, меньше будет и жертв на дорогах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter