Можно ли найти управу на наглых водителей, а заодно достучаться до их сознательности?

Водитель должен знать свое место

Разумеется, вы знаете о самой больной теме для всех автомобилистов. При наших реалиях, чтобы припарковать машину, надо быть виртуозом. А что говорить в этом случае человеку с инвалидностью? Обычно их законные машино-места благополучно занимают посторонние. Особенно сейчас, когда можно сослаться на снег и «не заметить» специальную разметку, предупреждающие знаки. Но можно ли найти управу на наглых водителей, а заодно достучаться до их сознательности? Ответ на этот вопрос «Р» искала вместе с ГАИ, соцслужбами и людьми с инвалидностью.

Видимо, этот знак автовладельцев не смущает

Надо успеть все — по такому принципу старается жить Анна Горчакова. Она трехкратная чемпионка мира по танцам на инвалидных колясках, председатель Минской областной организации Белорусского общества инвалидов и руководитель школы танцев «Дар» в одном лице. Чтобы быть максимально мобильной, Анна передвигается на машине. Но, признается, найти свободное место на парковках для людей с инвалидностью не так просто. Эти площадки очень привлекательны для недобросовестных водителей. Просторные, удобные, расположены прямо у входа — одни плюсы. «Припаркуюсь по-быстрому, никто не умрет», — многие рассуждают именно так. Согласна, припарковаться можно и в другом месте. «Но как потом достать инвалидную коляску из машины? — задается вопросом Анна Горчакова. — Чтобы разложить ее, мне надо в идеале 1,5 метра свободного пространства. Парковки для людей с особенностями как раз на это и рассчитаны. Обычные «ячейки» для машин — нет». 

Допустим, человек с инвалидностью нашел машино-место и чудом выбрался из авто. Но как попасть в торговый центр потом? Это обычный человек без труда перешагнет  бордюр, перебежит через дорогу... А теперь мысленно пересаживайтесь в инвалидную коляску и попробуйте преодолеть эту полосу препятствий, когда вокруг постоянно движутся машины. Сложно? Не то слово, признается Анна Горчакова: «Иногда прошу водителей перегнать машину. Даже не все на это соглашаются…»

Если людей не мучает совесть, может, хотя бы перспектива схлопотать штраф испугает? Вместе с сотрудниками ГАИ отправляемся в рейд. Наша задача — посмотреть, не занимают ли парковочные места для инвалидов посторонние.

Первый пункт — гипермаркет Mile по улице Долгиновский тракт, 188. Здесь есть удобная парковка для инвалидов. На обычной свободных мест мало, но при желании пристроить авто можно. Но зачем, когда прямо под боком свободное пространство? Видимо, так полагают четыре водителя, которые оставили здесь свои машины. Ни на одной нет указателя, что машиной управляет человек с особенностями. Останавливаемся возле одного автомобиля. Старший инспектор ДПС УВД администрации Центрального района Сергей Пролиско берет в руки портативный компьютер. По номеру узнает имя и телефон владельца машины. Буквально через пару минут возле авто появляется девушка — яркий макияж, аккуратно уложенные локоны, узкие брючки, эффектная шубка… Хочется верить, что у этой красивой девушки нет никаких проблем со здоровьем. Но на всякий случай инспектор интересуется, нет ли у нее удостоверения инвалида, или, может, она привезла сюда человека с инвалидностью.  Документа  действительно нет. Приехала одна. Может, водитель не заметил знак? И вновь разочарование — знак видела. Все банальнее: если парковка не занята, она «может себе позволить» поставить автомобиль здесь. «С парковками нынче тяжело, — вздыхает девушка. — А мне надо нести тяжелые сумки». 

Водитель объясняет, почему припарковалась на площадке для людей с инвалидностью.

— А вот как инвалиду донести эти самые сумки, к сожалению, мало кто задумывается, — уже потом рассуждает Анастасия Редько, старший инспектор по агитации и пропаганде УВД администрации Центрального района Минска. — «Тяжелые сумки», «далеко идти», «здесь же свободно», «разметка под снегом не видна» — это, можно сказать, рейтинг самых популярных отговорок.

Следующий пункт — паркинг торгового центра «Замок». Тут на снег правонарушители не пожалуются — разметка как на ладони. Однако все места заняты. По правилам необязательно на машине размещать наклейку-указатель с изображением человека в коляске. Возможно, это как раз наш случай? Но нет. Как и в первой ситуации, к нам подходят вполне здоровые люди. Пока сотрудники ГАИ составляют протокол, эксперимента ради поднимаюсь на верхний ярус. И свободных мест там предостаточно… Возможно, стоит подключиться администрации торговых объектов? Например, приятно удивила позиция руководства торгового центра на улице Денисовской. Работники парковки просили водителей, неправомерно занявших специальные места, переставить свои автомобили.

Отправляемся дальше. Заезжаем во двор дома № 51 по проспекту  Победителей. Здесь есть парковка для людей с инвалидностью, но она огорожена цепью. Это незаконно, по ходу комментирует Анастасия Редько. Учитывая дефицит мест для машин во дворах Минска, никакие знаки и разметки не сдерживают водителей занять «свободную кассу». Поэтому, судя по всему, закрыл парковку «на замок» сам инвалид. 

Парковки для инвалидов часто становятся яблоком раздора, и конечную точку могут поставить только работники ГАИ. Сергей Бабич, начальник отдела ГАИ УВД администрации Центрального района, уточняет: каждая жалоба изучается. В последнее время часто люди высылают свои претензии по электронной почте. Многие в доказательство прилагают фотографии. Обычно на подобные автомобили наклеивают специальные стикеры на заднее стекло. Но наклейки может и не быть. Таким образом, необходимо выяснить личность водителя и все обстоятельства. Если окажется, что водитель не инвалид и не связан с перевозкой людей с ограниченными возможностями, будет составлен протокол по ч. 2 ст. 18.22 КоАП. Обычно за парковку на местах для инвалидов водитель штрафуется на две базовые величины (сейчас это 420 000). В отдельных случаях машину могут даже эвакуировать. Но некоторых это не пугает.

Сергей Бабич рассказал историю о водителе, которого за подобное нарушение привлекали 5 раз, а с него как с гуся вода.

Как привлечь внимание общественности к проблеме водителей с особенностями? Об этом не раз задумывались и соцслужбы. Не зря совместно с ГАИ они каждый квартал проводят акцию «Стоп-парковка». На проверку обязательно берут с собой человека с инвалидностью. Ирина Дудка, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите населения Мингорисполкома, уточняет: только во дворах Минска создано 423 машино-места для людей с инвалидностью, а на городских и общественных автостоянках и парковках — 540. И в эту статистику не входят места возле социальных объектов — поликлиник, больниц, территориальных центров, детских садов, школ. Кстати, по новым требованиям строящиеся объекты не принимаются без предусмотренных на них парковок для людей с психофизическими особенностями. Получается, парковки есть, но занимают их зачастую не инвалиды. Надо повышать ответственность водителя, если он припарковался в неположенном месте, убежден председатель ОО «РАИК» Евгений Шевко. Угроза внушительного штрафа заставит задуматься. Кроме того, надо делать знаки и разметку более яркими. Как это практикуют за границей. Во многих странах вся площадка парковки для инвалидов окрашена в яркий цвет: не заметить ее просто невозможно.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter