Вода не может быть дороже молока

Пенсионерка колхоза "Маяк" Кореличского района Гродненской области Зинаида Кондратьевна Лейко объявила бойкот местному маслодельному заводу.
Пенсионерка колхоза "Маяк" Кореличского района Гродненской области Зинаида Кондратьевна Лейко объявила бойкот местному маслодельному заводу. Щедро кормит молоком свиней, раздает соседям. В июне она надоила от своей коровы и сдала на переработку 800 литров молока, в июле - 700, рассчитывая получить 288 тысяч рублей прибавки к пенсии. Но местный маслодельный завод мало того, что второй месяц с ней не рассчитывается, так еще и намерен снизить закупочную цену.

И этот частный случай - совсем не рядовой. Он - суть нового явления, имя которому "дефляция", что в переводе с английского означает "падение общего уровня цен". Его очень скромно - всего на 0,2 процента - продемонстрировала третья неделя июля. Дефляция могла быть куда более значительной, если бы не водка, подорожавшая на 4 процента, и услуги - парикмахерские, химчистки, прачечные, транспорт, медицина, коммунальные блага. А причиной нового явления стало стремительное сезонное удешевление продуктов питания. За 7 дней на 0,1 процента сбросило стоимость молоко, на 6 процентов - овощи и почти на 4 - фрукты.

И если овощи и фрукты летом дешевеют из года в год и никакой новости в том нет, то с молоком произошла совсем другая история. Хотя этот продукт также не менее сезонный. Одно дело, когда корову кормят в стойле концентратами, то бишь добытым в страду потом и мозолем зерном, и совершенно другое, когда она нагуливает молочко сама на свежей травке и щедро его отдает. Себестоимость совершенно разная. Однако на это и поставщики сырья, и переработчики прежде скромно закрывали глаза. Более того, нежирное молоко, кефир, сметана входили в незабвенный перечень социально значимых товаров, цены на которые жестко регулируются государством, и целое ведомство - департамент антимонопольной и ценовой политики - именем малообеспеченных слоев населения это свято блюдет, не позволяя распоясываться и почем зря наживаться производителям.

Сегодня необходимость в церберовских функциях ценового ведомства полностью отпала. Предложение молочной продукции на рынке превысило спрос, что стало причиной малой реализации, роста запасов масла, сыра на складах и демпингового экспорта в Россию. От безысходности, как и рекомендовал Президент, село начало поджимать себестоимость. А по большому счету, это стало возможно благодаря стабильному рублю и жесткой конкуренции.

В итоге государство пока на 3 месяца (с 1 августа по 1 октября) отпустило цены на молоко и молочные продукты на свободу. Но, как вы теперь понимаете, большинство перерабатывающих предприятий не намерены предоставленной свободой злоупотреблять. Незадолго до молока из упомянутого перечня изъяли практически все значившиеся там мясопродукты - в том числе и всенародно любимые сосиски, сардельки, вареные колбасы, а также зельцы, "кровянки", "ливерки", паштеты. Но, как сказал главный экономист Минского мясокомбината, стоимость этой ходовой продукции не менялась на предприятии с начала года. А в пределах 1,5 - 2 процентов дорожали лишь деликатесы, копчености и вареные колбасы высших сортов. Конкуренция. Практически весь ассортимент мясных продуктов в России сегодня дешевле. Отечественные производители пытаются убедить нас, что соседи увлеклись добавками и суррогатами, но рубль всегда был и будет самым веским аргументом в этом споре.

Впрочем, это тонкости. Население скорее будет интересовать совершенно другой вопрос: дефляция - явление временное или наоборот? А что если 47 соседей Зинаиды Кондратьевны, у которых имеются личные коровки, бойкот пенсионерки поддержат и вс„ испортят? Все-таки снижение цен, даже если оно и сезонное, так приятно для каждого кошелька. К сожалению, эту нашу эгоистично-потребительскую радость не разделяют переработчики. Средняя рентабельность продукции на Минском мясокомбинате, например, 6,5 процента, молочники имеют кто 0,5, кто - 3 - 4 процента. При таких доходах предприятия могут жить, но сегодняшним днем. Денег на новое оборудование, технологии у них нет и в ближайшем будущем не предвидится. А ведь самое стабильное удешевление продукции обеспечивают, как правило, технологические инвестиции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter