Самый старый трамвай, раритетные автобусы: в Минске заработает первый музей городского транспорта

Внимание, двери открываются!

Помните, каким был первый троллейбус в Минске? А какой автобус? Во многих странах мира имеются музеи транспорта — выставка техники под открытым небом, в ангарах и специальных музейных комплексах — показ подвижного состава. А у нас? В Минске создают музей, в котором раритетная техника представлена и на крытой, и на закрытой площадках. В преддверии Дня автомобилиста и дорожника мы заглянули туда и узнали, что интересного покажут в нем минчанам и гостям города.

Денис БУТИН: «В стране есть музей железной дороги, музей трамвая, но такого, где был бы весь городской подвижной состав, — нет. Теперь же у Минска будет еще одна визитная карточка».

Уникальные экспонаты

Партизанский проспект, 6. Здесь четыре филиала ГП «Минсктранс». За зданиями и заборами работают над транспортом, который каждый день колесит по улицам и проспектам. Прохожие этого не видят. Как и не видят, не знают, что там, в одном из двориков, представлена уникальная коллекция транспорта, когда-либо работавшего в городе. 

На проходной «Минсктранса» нас встречает Денис Бутин, заведующий музеем городского пассажирского транспорта. Он проводит на площадку, где стоит техника, которая у многих вызовет приятные воспоминания детства, молодости. Сразу же бросается в глаза первый белорусский троллейбус МТБ-82Д. Производились такие с 1948 года.

— Экспонат уникальный. Он отлично сохранился, мы его немного отреставрировали, подкрасили, — Денис ведет нас внутрь троллейбуса. Запах, вид — будто в советском кино оказались.

Для иностранцев и гостей музея сделают аудиогиды, таблички на технике с QR-кодами, которые можно считывать.

Выходим вновь на улицу, где красиво выстроилась техника — автобусы, троллейбусы и два впечатляющих в прошлом расписных трамвая. До этого они стояли два года подряд на улице Октябрьской, как своеобразные экспонаты стрит-арта. Вот Tatra T6B5 — чехословацкий высокопольный трамвайный вагон. А вот РВЗ-6М2 (71-17) — рижский трамвай, который был символом советской эпохи. Не сказать, что он комфортабельный — громкий, шумный, холодный. Вмещал 119 человек, количество мест для сидения было всего 38. Но теплые чувства вызывает у тех, кто еще помнит его присутствие на улицах. 

Денис указывает на одних из своих любимчиков — венгерский Ikarus и ЛАЗ Львовского автобусного завода — также символы прошедшей эпохи. Если помните, то поездка в последнем сопровождалась легкой сизой дымкой и специфическим запахом. 

Представлены в музее под открытым небом и Ikarus 260 — городской автобус, и Ikarus 256 — туристический, междугородний. Ранее он был действительно одним из лучших, представленных на рынке техники. Ikarus 280 — символ 1970—1990-х годов. В музее, Денис Бутин не исключает, в некоторых из них появятся стилизованные кафе, экскурсии в виртуальной реальности и сувенирные лавки. 

Троллейбус МТБ-82Д, выпускаемый в 1951 — 1962 годах, перевозил до 56 пассажиров.

«Рафики» и «пазики» 

— «Икарусы» — вместительные венгерские автобусы, надежные в плане механики, технических характеристик, но минус — холодные для наших зим, — пока Денис рассказывает, вспоминаешь, какой же сейчас транспорт ходит. Да, действительно, поуютнее. Но смотрится старенькая техника очень мило — все-таки что-то в ней есть. — Глядите: автобус ЛиАЗ-677 — один из наших самый старинных экспонатов. В народе его называли «скотовозом»: не очень удобный, хоть и широкий, — показывает заведующий все то, что когда-то эксплуатировалось на дорогах страны. — Вот МАЗ-103 — одна из первых моделей белорусских автобусов. Кстати, наш город уникален — сейчас весь пассажирский транспорт — белорусского производства. Еще интересный факт: по протяженности троллейбусной сети, количеству троллейбусов Минск — второй город в мире. После Москвы. 

Встречается нам первая минская маршрутка — РАФ-2203. В начале своей карьеры такие латвийские модели работали как такси для иностранных гостей во время Олимпиады 1980 года. Были эти машины и «скорыми». О, а знаете, какой один из самых массовых автобусов в мире? Вот он: ПАЗ-672 Павловского автобусного завода. Неподалеку и ЗиУ-682 — самый массовый в производстве троллейбус в мире. 

Работники музея планируют защитить технику навесом, сделать лавочки, установить фонари и сделать так, чтобы вся площадка была интерактивной. Тем временем мы уже в крытом музее — классическом. 

Идея создания музея транспорта, который когда-то работал на улицах, появилась еще 12 лет назад, но активно над созданием необычной галереи начали работать летом 2016-го.

Под крышей музея

На стенах репродукции старой техники, фото далеких годов… В крытом музее есть все — от имитации первой минской конки до современных гаджетов. Здесь есть актовый зал для нужд сотрудников ГП «Минсктранс», который может сдаваться и в аренду, и при этом тут же импровизированный автосалон. Пока стоит здесь ЗАЗ-968, так называемый «Чебурашка», скоро появится первый «горбатый» запорожец, Volkswagen 1500 — редкая машина, американский военный Виллис, мотоколяска СМЗ С3А «Моргуновка», как в «Операции «Ы», и другие старые машины, которые предоставит коллекционер.

Автомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец» — интересная старая техника.

В целом все оформлено с упоминанием транспорта — даже стены расписаны. А ведь когда-то это был рабочий цех. Здесь вся история городского пассажирского транспорта. От первой минской конки 1892 года до электробуса. Тут соседствуют рядом открытки видов Минска разных времен и виртуальная мультимедийная экскурсия. Все начинается с витрин исторической части — Виленская площадь, конка… Дальше следуешь — мини-кинотеатр. Чтобы все соответствовало различным эпохам, тут же есть старые фотоаппараты, граммофоны, проекторы. Выходим и видим фрагменты английских рельсов 1872 года, которые когда-то лежали в Минске. Дальше — макеты автобусов, троллейбусов, вокзалов и парков, трамваев и в том числе первого белорусского трамвая АКСМ-1М, а также первого отечественного сочлененного (с «гормошкой») трамвайного вагона — АКСМ-743. 

Все пришедшие в музей смогут посидеть за рулем, почувствовать себя пассажиром, потрогать рычаги управления, поучаствовать в квестах, а брачующимся планируют предложить фотосессии рядом с редкими троллейбусами, трамваями и автобусами, еще возможен и пуск экскурсионного автобусного маршрута.

Есть тут и инсталляция кабинета руководителя автобусного парка 1960-х годов — печатные машинки, коммутатор, арифмометр, бумаги, документы… Что еще? Реальные двигатели, рули и сидения… А вот уникальный китель первого минского вагоновожатого (водителя трамвая) — Николая Борисова. В следующем году музейному экспонату будет 90 лет. Вот творчество водителей. Например, оплетки рулей, рычага переключения передач молдингом — видели же? Еще одно интересное место — центр управления движением. Любой может здесь почувствовать себя диспетчером. Вскоре будет тут и тренажер для обучения водительскому искусству. Есть и витрина метро — важная часть общественного транспорта. Неподалеку выставлена экспозиция старых велосипедов, мотовелосипедов и мотоциклов. В будущем тут будут проводиться коммерческие выставки различной тематики. В общем, смотреть не пересмотреть. 

kasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter