Как живут те, кто отказался от мобильных телефонов

Вне зоны доступа

Мобильные телефоны настолько крепко вошли в нашу жизнь, что без них трудно представить даже один свой день. Но есть и те, кто по определенным причинам не обзавелся этим гаджетом. Причем это не только представители старшего поколения, но и молодые люди. Познакомимся с этими чудаками.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Тенденции века технологий их обошли стороной? Нет, молодые парни и девушки без мобильников — адекватные и нормальные люди. Просто у них есть несколько причин не обзаводиться такими телефонами. Что же с ними не так?!

Ведущему программы «Макей и Лавров. О политике» канала «Беларусь 1» Глебу Лаврову 37 лет. У него — у медийной персоны — никогда не было мобильного телефона. «И не будет», — добавляет он. 

Объясняет свой отказ от мобильника так:

— Скажу, немного расширяя мысль  французского писателя Мишеля Уэльбека из его романа «Расширение пространства борьбы»: именно изобилие технических возможностей для межличностных коммуникаций в современном мире и показывает практическую ненужность этой межличностной коммуникации как таковой в современных условиях. 

Сложно? Да, после такого ответа на вопрос «Почему у тебя нет мобильного?» собеседники Глеба Лаврова жалеют о том, что спросили. 

— Я люблю разговаривать с людьми лично, видеть их глаза, жесты, — поясняет телеведущий. — Когда говоришь по телефону, то всегда думаешь о хронометраже: ведь нельзя просто так долго беседовать по мобильному — нужно звонить по делу. А вот в личной беседе — можно. Я люблю «пуститься в раздумья», долгие разговоры, отойти от основной темы и открыть в беседе для себя что-то новое. 

По словам журналиста, ему повезло с друзьями и коллегами. Хоть они и порывались подарить ему смартфон, все же входят в мировосприятие друга: не хочет – не надо. С ним все равно можно найти контакт. Как? 

— Я чаще нахожусь или дома, или на работе. И там, и там у меня есть стационарные телефоны. Плюс ко всему есть электронная почта. Тот, кто хочет меня найти, — найдет, — объясняет он. 

Телеведущий договаривается о встречах через стационарный телефон. К слову, всегда старается приходить вовремя. 

— Я не опаздываю и требую того же от других, — серьезно говорит Глеб. – Вы замечали, что делают люди, у которых есть мобильный? Они позволяют себе не поднимать трубку или сбрасывать звонок, если им не нравится собеседник. Я этого не понимаю. Если уж подписался на то, чтобы быть всегда «в сети», то уж будь. 

Были ли критические ситуации, когда до Лаврова не могли дозвониться по важному делу? Безусловно, были. Глеб справедливо отмечает:

— Сколько процентов звонков начинаются со слов «Где ты?», «Есть срочное дело»? Уйма. Чаще так делают те, кто сам ленится решить какой-то вопрос и хочет еще одного человека заставить заниматься тем, что можно было бы решить самому. Мне повезло, что моя работа не требует физической мобильности. Поэтому если я на работе, то выполню все. Если уж я в зоне недосягаемости — все равно ничем не смогу помочь.

При этом Глеб не против мобильных, просто не хочет свое личное общение искажать гаджетами.

— Помню, как еще в 1999 году, когда только появились мобильники, мой приятель в автобусе важно достал трубку, набрал какой-то номер и сказал: «Мы едем домой», — вспоминает телеведущий. – Я спрашиваю: «Кому звонил?», а он шепотом: «Вообще-то никому. Просто понтуюсь». Раньше такое было простительно. Вот часто замечаю такие пустые звонки и сейчас. Заходишь в метро – вагон забит, а людей нет — все в телефонах. 

Телеведущий прекрасно понимает, что смартфоны, социальные сети и прочие прелести современного мира облегчают жизнь и в некоторых случаях помогают людям, но себя он видит только без мобильного. 

— Если у меня есть возможность подойти к человеку и взять его за руку, то я так сделаю. И это будет намного лучше, нежели позвонить и услышать то, что, возможно, не является правдой. 

26-летний житель Витебска Юрий Макарцов, учитель детской школы искусств, также уверяет, что без мобильного жить можно. 

— Сразу не купил, а потом руки не доходили. Позже понял, что он мне и не нужен, — говорит он. – Для родных и друзей есть домашний телефон, а для выхода в интернет — компьютер. 

Юрий вспоминает, как его  девушка при знакомстве даже немного насторожилась, когда узнала, что у него нет мобильного.

— Став на ее место, я бы тоже подумал, что я – ненормальный, — смеется Юрий. – Потом она, конечно, поняла. Да, были пару моментов, когда меня не могли найти. Нужно было подменить заболевшего преподавателя. Но ведь разобрались без меня в конце концов. Отсутствие мобильного или его наличие — личный выбор человека. У меня нет ни религиозного, ни философского мотива. Так просто получилось. 

А вот 23-летняя студентка Витебского госуниверситета имени Машерова Ольга Васильева (фамилия изменена. – Авт.) перестала пользоваться мобильным в конце 2013 года.

— Я просто выбросила сим-карту и отдала аппарат маме. Решила полностью изменить свою жизнь и оставить около себя только самых близких, — говорит она. – Не хотела, чтобы старые знакомые могли до меня дозвониться. 

До этого девушка пользовалась мобильным с 13 лет. Тяжело ли ей было без него? Нет. 

— Теперь со мной можно связаться через мой домашний, через соцсеть «ВКонтакте» или через мобильный моего парня, — рассказывает Оля. – Некоторые не верят, что у молодой девушки нет мобильного. Парни, которые пытаются со мной познакомиться на улице, думают, что я вру. 

А вот еще одна история. 29-летний диджей из Минска Игорь Меренков смог отказаться от мобильного лишь на 2 месяца.

— Дело было полтора года назад. Тогда старый телефон сломался, а новый купить руки не доходили, — вспоминает он. – Мне так понравилось то время! Знаете, будто цвета иначе видишь, вкус у всего лучше. Почему-то без мобильного я сделал все те дела, что откладывал в долгий ящик. Стал больше общаться вживую. И, к счастью, узнал, кто мне друг, а кто нет. 

Почему Игорь все же приобрел телефон? У него появилась дочка. 

— Ребенок – это большая ответственность. У родителя должен быть мобильный телефон, — считает он.

К слову, в те два месяца Игорь был частым гостем почты — ходил туда, чтобы позвонить своей бабушке. Теперь же у Игоря есть и мобильный телефон, и домашний – на установке последнего настояла жена. Интересно, смог бы он повторить свой безмобильный опыт?

— Конечно! От отсутствия мобильного никто не умирал. А вот с ним, кстати, я стал чувствовать себя более загруженным. 

Владимир Иванов, заведующий 21-м наркологическим реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья, поддерживает Игоря:

— Большую часть времени человечество жило без девайсов, и все было в порядке: детей растили, книги писали, храмы строили. Очевидно, что без мобильных телефонов можно жить. Нездорово, когда люди себя без них не представляют. Поэтому если вы чувствуете от них зависимость, то нужно обратиться за консультацией специалистов с медицинским образованием — к психотерапевту или психологу. Мы живем в цивилизованном мире, поэтому и вести себя нужно цивилизованно по отношению к своему здоровью.

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter