Вместе весело бежать

Для того чтобы стать чемпионом, мало просто набегать нужное количество километров или «отбыть» определенное время в секторе.
Для того чтобы стать чемпионом, мало просто набегать нужное количество километров или «отбыть» определенное время в секторе. Для того чтобы взглянуть на мир с высшей ступеньки пьедестала почета, нужно особое отношение к своему виду спорта, особый взгляд на жизнь. А еще неплохо, чтобы рядом был человек, который всегда поймет и поддержит... Новоиспеченной рекордсменке страны в беге на 400 метров Светлане УСОВИЧ и ее сестре и соседке по дорожке Илоне в этом отношении повезло. «Семейный подряд» помог им почти без потерь пройти через все выпавшие на их долю трудности и сохранить при этом вкус к жизни и жажду новых побед. Самые важные из них, хочется верить, еще в будущем.

— Откуда же вы такие перспективные взялись–то?

С.: Из Червеня. Мы там жили и учились в средней школе N 2.

— И в один прекрасный день решили заниматься легкой атлетикой?

С.: Это я первая решила. Точнее, не я, а мой первый тренер — Светлана Курляндчик. Впрочем, вариантов у меня было совсем немного. У нас в городе лишь две спортивные секции: футбол и легкая атлетика. В футбол меня не брали...

И.: А я сначала вообще о спорте не думала. Увлекалась языками, хотела в иняз поступить. Но так уж сложилось, что я всегда по стопам сестры иду. А когда увлеклась атлетикой, какая там уже учеба, какой иняз...

— Так это Света тебя на беговую дорожку «свела»?

И.: Она, она. В конце концов, мы сестры и всегда должны быть вместе.

С.: Я, кстати, никогда к учебе любви не испытывала.

— Ага, знаем мы таких «мальчишек в юбке». Уроки небось прогуливала, но зато на физкультуре всегда впереди ребят была.

С.: Не совсем так. Просто мне учеба трудно давалась. Не сложилось у нас с ней. Зато в спорте я себя нашла. К девятому классу мне сразу несколько тренеров предлагали заниматься, но я уехала в Минск — в РУОР, а через два года ко мне и сестра переехала.

— Вот так взяли и переехали? Неужели даже не сомневались ничуть?

С.: Нет, хотя проблем хватало. Я после окончания РУОРа поступила в БНТУ, на инженерно–педагогический факультет. Поступить–то поступила, а общежития мне не дали. Ночевала где придется: когда у подружки, когда у сестры, которая в общежитии РУОРа в то время жила. Но фактически я бомжевала: никогда не знала, куда меня следующей ночью занесет. У меня всегда был с собой рюкзак, в рюкзаке — зубная паста, щетка, комплект сменного белья и кроссовки. Так продолжалось, пока об этих мытарствах не узнал мой тренер Игорь Захаревич и не предложил мне жить у него.

— Интересное предложение...

С.: Да нет, ничего такого! У него замечательная семья, которая меня приняла как свою. Но я все равно долго упиралась: все–таки постоянно под контролем, да и напрягать людей не хотелось. Но в результате все обернулось так, что лучше не придумаешь: жила как у себя дома.

И.: Непросто нам тогда, конечно, было. Жили только надеждами на светлое будущее. Но потом уже и я поступила в университет — нам дали комнату в общежитии. Для этого, правда, тренеру пришлось аж до декана дойти.

— И неужели за все это время даже мысли не появилось, что, мол, гори она, эта атлетика, синим пламенем?

С.: Мне нравится бегать. Характер у меня, наверное, такой.

И.: Она ведь чего только не перепробовала. В длину прыгала, ядро толкала, с барьерами бегала. Окончательно мы позже определились. Точнее, нас тренер определил. Сказал: «В 2004 году я вижу двух сестер Усович в составе олимпийской эстафеты на 400 метров». Так оно, собственно, и вышло.

С.: Сегодня атлетика для нас — вся жизнь. Это и способ зарабатывать деньги, и хобби, и все остальное тоже.

— Скучно, наверное, когда на завтрак, обед и ужин одна атлетика?..

И.: Не скажите... Но то, что касается дискотек и баров там всяких, то это не для нас. Мы можем с подружками куда–нибудь выбраться посидеть, но это бывает очень редко.

С.: Вы не подумайте, свободное время у нас тоже есть. Правда, сейчас мы его в основном на ремонт тратим: недавно квартиру получили. А что касается отдыха, то я во время соревнований душой отдыхаю. Представьте себе: подруги сериалы обсуждают, а мы: «Илона, я такие шиповки новые видела!», все девушки красятся и глаза подводят перед свиданием, а мы с сестрой — перед забегами.

— Кстати, о свиданиях. За постоянными стартами и сборами время на личную жизнь хоть остается?

С.: А никакой личной жизни–то и нет.

И.: Мы девушки молодые, замуж нам пока рано. Хотя поклонников мно–оо–го! (Смеется.) Шутка.

С.: Почему это шутка? Поклонников на самом деле хватает, но они все — легкоатлеты. Это за границей спортсмены — люди популярные. Нас же знают лишь родственники да те, с кем мы вместе тренируемся.

— Даже обидно как–то...

С.: Мне кажется, что все это вполне объяснимо. Нас же никто никогда не приучал любить спорт и легкую атлетику в частности. Вы посмотрите, кто приходит на чемпионат Беларуси: спортсмены да тренеры. Откуда же поклонникам взяться?

— А молодые люди из числа спортсменов вас, значит, не интересуют?

С.: Почему же не интересуют? Но все это не то...

И.: У каждой девушки в голове сидит такой образ принца, с которым она всех сравнивает. Наши принцы пока, наверное, еще не родились.

— А могли бы вы, например, ради любимого оставить спорт? Ведь принцу может и не понравиться, что его возлюбленная все время пропадает на тренировках и сборах...

И.: Я, если честно, не задумывалась как–то, что бы я в этом случае выбрала...

С.: Наверное, мне нужен такой молодой человек, который бы меня всегда и во всем поддерживал и таких вопросов не ставил.

— Ага, вот мы и определили, кто из вас лидер. Так?

И.: Так. Света старшая, она всегда и проявляет инициативу.

С.: Нет, не так. Я лидер на дорожке, а Илонка — лидер по жизни. Домашние обязанности, кстати, мы поровну делим. На сестре готовка, на мне — все остальное.

— Вот как, значит. Сестру на кухню сослала. А еще говорит — поровну!

И.: А мне очень нравится готовить. И получается неплохо. Поэтому меня такое распределение вполне устраивает.

С.: Действительно, у нее очень вкусно получается. Талант пропадает. (Смеется.) Правда, остальных обязанностей у нас в квартире пока немного. Даже со стола убирать не надо по причине его отсутствия: не успели еще купить.

И.: Мы первым делом купили кровать большую. Вместе на ней и спим. Наверное, еще из общаги привычка осталась. (Смеется.)

— Родители наверняка гордятся успехами дочек?

И.: А мама — она у нас одна, между прочим, с самого начала была категорически против наших занятий спортом. Говорила: «Надо учиться!» Но потом мы ее все–таки уговорили. И сейчас она об этом ничуть не жалеет, хотя и переживает за нас.

С.: Хотя сама она со спортом никак не связана — работает кассиром в кинотеатре.

— Мечта ребенка! В детстве, небось, из кинотеатра не вылезали.

И.: Ага, все подряд смотрели. Тогда, помнится, много индийских фильмов показывали, так мы по три сеанса сидели.

С.: Мы, кстати, кино с тех пор очень любим, хотя сейчас времени на него мало остается.

И.: А еще мы мечтаем когда–нибудь в Индии побывать. И в Рио–де–Жанейро. В белых брюках! (Смеется.) Наверное, что–то из «киношных» воспоминаний детства отложилось в сознании.

— А вы, оказывается, романтики!

И.: Еще бы! Света в детстве даже стихи писала!

С.: Да ну вас! Сейчас еще читать заставите. И вообще, все эти путешествия — планы на далекое будущее. Пока у нас сезон на носу и Олимпиада в перспективе. К ним и готовимся.

И.: Очень хотелось бы хорошо выступить в Пекине. В Афинах мы, помнится, наблюдали за победой Юли Нестеренко и думали: вот у нас две ноги, две руки, как и у нее. Она просто что–то в себе переломила — и победила. Значит, и мы сможем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter