Вместе навек!

На протяжении минувшего года работа по реализации Договора о создании Союзного государства была одной из центральных тем общественно-политической жизни Беларуси.
На протяжении минувшего года работа по реализации Договора о создании Союзного государства была одной из центральных тем общественно-политической жизни Беларуси. Под председательством Президента Александра Лукашенко в Минске недавно состоялось третье заседание Высшего Госсовета, на котором были приняты важные решения, способствующие формированию единого финансового, таможенного и экономического пространства Союзного государства. На следующей неделе в Москве пройдет очередное заседание союзного Совмина, на котором будет рассмотрен проект союзного бюджета на текущий год.

Уже готовы проекты национальных законов о выборах в союзный парламент. Белорусский находится на рассмотрении у Президента и вскоре будет передан в Палату представителей, российский - принят в первом чтении Государственной думой. Правда, как заметила в беседе с корреспондентом СБ председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, в Палате представителей законопроект проходит два чтения, а в российском парламенте - четыре. Поэтому при определенной координации действий парламентариев законопроекты о выборах могут быть готовы одновременно.

Подготовка выборов в союзный парламент станет одной из тем очередного заседания Парламентского собрания союза Беларуси и России, которое пройдет в январе в Минске. Кстати сказать, нынешний год вообще особый - в апреле 2001 г. исполнится 5 лет со дня подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России, который стал предвестником договора о союзе, а затем - Союзного государства. В этом контексте нам представляется весьма важной точка зрения по ряду союзных вопросов, высказанная председателем Госдумы Российской Федерации Геннадием СЕЛЕЗНЕВЫМ в эксклюзивном интервью для СБ.

- Геннадий Николаевич! В Беларуси вас знают как человека, который по-настоящему, безо всякой конъюнктуры прилагает все силы для упрочения тесных, братских уз между нашими странами. В этой связи приобретает особую актуальность ваше видение белорусско-российского союза: в последнее время возник ряд, можно сказать, концептуальных вопросов по поводу дальнейшего его развития.

- Я очень уважаю Председателя Высшего Госсовета Александра Григорьевича Лукашенко за его последовательность в деле создания нашего союза. Он является мотором интеграции по линии президентской. Я же стараюсь работать в унисон с ним по линии нашего Парламентского собрания.

Хотя иногда кажется, что все наши труды уходят в песок, процесс движется слишком медленно, случаются остановки и результаты - минимальны. Да и те события, которые происходили в последнее время в России, конечно же, не способствовали тому, чтобы наши союзные отношения развивались более динамично. Но я убежден: это ни в коем случае не означает, будто ищутся некие формальные поводы, чтобы нашу идею союза свести на нет.

Владимир Путин в разговорах со мной не раз подчеркивал, что он - сторонник союза, соглашаясь при этом, что мы порой топчемся на месте, принимаем массу пустых резолюций вместо конкретных действий. Я высказал на это свой взгляд: нужно создавать союзное правительство и определить сферу его компетенции. А главное - провести выборы в союзный парламент и затем организовать его работу на постоянной основе. Эти взгляды Владимир Путин разделяет.

Закон о выборах в союзный парламент должен быть идентичным для России и для Беларуси - принципы формирования парламента уже определены. Кроме этого, необходимо еще принять и конституционный акт. Мы бы не хотели, чтобы появились критики союза с упреками в какой-то нелегитимности, в том, что мы нарушаем собственные конституции. Такой пищи для разговоров мы не должны давать никому.

Я бы очень хотел, чтобы та программа, которая принята на первые 10 лет нового века, была бы поставлена под контроль органами исполнительной власти Беларуси и России. Особенно нас волнует синхронизация налогового законодательства, так же как и единая экономическая, социальная политика, а в перспективе - единая валюта. Это актуальнейшая задача для союзного правительства.

2001 год должен войти в историю как год, когда будут созданы парламентские и правительственные структуры союза, способные эффективно работать.

- Сформирован союзный бюджет на 2001 год. И при этом возникает очень непростой вопрос: как финансировать союзные программы?

- Дело в том, что по российским законам прямого финансирования государство не ведет. Государство может дать право на кредит и гарантировать возврат данного кредита; выдать возвратную ссуду; разрешить льготное налогообложение на ту или иную программу. В Беларуси другой подход. С вашей стороны возможно прямое финансирование из бюджета. В этом и состоит главное различие в наших законах и наших подходах.

Хотя все понимают, что нужны деньги и на совместные культурные программы, и на чернобыльские проекты, и на союзный телевизор и союзный двигатель ярославцев для минских автомобилей. Но не всегда находится инструмент, не нарушающий национальных законодательств.

- Очень деликатный вопрос: о суверенности государств при вхождении в союз. Тут очень много всевозможных спекуляций...

- Да, я в курсе того, что некоторые и в России, и в Беларуси пугают тем, что Союзное государство поглотит национальные суверенитеты. Это говорят люди, которые не прочитали уставных документов нашего союза, и те, кто не понимает смысла всего происходящего.

А смысл состоит в том, что это союз суверенных государств. Никто никого не проглатывает и не порабощает. Никто не делает Беларусь 90-м субъектом Российской Федерации. Нет, в Беларуси сохранится все, что есть у суверенного государства, у России - точно так же. Единственное: когда мы определим функции нашего союзного правительства, когда будем знать, что такое союзная собственность и союзный бюджет, - тогда каждое государство должно какую-то часть своих прав передать союзным органам власти.

Последние не будут стоять над национальными органами власти. Скорее речь пойдет о постоянном непростом процессе согласования работы союзного правительства с правительствами Беларуси и России. Так, чтобы каждый действовал в своем конституционном поле. Далее. Гражданин России (или Беларуси) будет одновременно - а не вместо - гражданином союза. Это нужно с точки зрения синхронизации законодательств в социальной области. Здесь расхождений в равенстве прав не должно быть.

- Разделяете ли вы беспокойство по поводу того, что некоторые страны, не желая быть участниками Договора коллективной безопасности и поглядывая в сторону НАТО, тем не менее полагают, что они могут быть равноправными участниками экономических объединений в рамках Содружества, к примеру пятерки?

- Нет, это будет очень сложно сделать. Здесь президентам, парламентариям и правительствам надо честно, посмотрев в глаза друг другу, сказать: союзники ли мы во всем, начиная от стратегического союза. Я имею в виду и общественную доктрину, и доктрину национальной безопасности. Думается: если мы действительно хотим серьезной интеграции, скажем в рамках того же Евразийского экономического сообщества, хотим создания единого таможенного пространства, то целому ряду стран придется серьезно пересмотреть свои национальные законодательства и в какой-то степени связать себя взаимными обязательствами. Идея президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о профессиональном парламенте пятерки меня приятно удивила. Но на первом этапе для нас будет большим шагом вперед в работе над унификацией национальных законодательств, если будет реализовано предложение российской стороны о том, чтобы модельные законы для пятерки принимались в первом чтении национальными парламентами. Это предложение российской депутации я озвучил во время последнего заседания Межпарламентской ассамблеи пятерки в Санкт-Петербурге. Те действия, которые предпринимает двойка, - хороший пример и для более широкого круга государств СНГ. Они понимают, что для продвижения по пути интеграции надо создавать общие экономические структуры - советы, комитеты или даже союзные правительства.

Работа парламентариев - узаконить весь процесс и давать рекомендации национальным парламентам.

- У нас в Беларуси в политологических кругах считают, что в России в связи с созданием Единства - партии власти - второй, наиболее крупной и значительной силой может стать движение Россия. И очень многие приветствуют вас как наиболее авторитетного лидера этого движения. Что вы можете сказать о новой организации?

- Россия - это движение людей, которые по своим убеждениям придерживаются левых взглядов, разделяют многие принципы российских коммунистов. Это люди, которые хотели бы видеть сильное государство, с совершенно понятной социальной политикой, в котором создавались бы равные стартовые условия для всех. Мы называем наше движение движением реализации 7-й статьи Конституции, которая провозглашает Россию социальным государством. Мы союзники КПРФ, члены НПСР.

Людей с левыми патриотическими взглядами гораздо больше, чем членов разных партий. Надо понимать: львиная доля населения ни в каких партиях не состоит. С этим населением надо работать, на многие вещи открывать глаза. Потому что мы все заинтересованы в мощи нашего российского государства.

Я сейчас наблюдаю, что людей с ярко выраженными государственными настроениями становится все больше и больше. Их много и среди тех, кто активно и успешно работает в российском бизнесе. Так называемые новые русские - капиталисты - свою жизнь тоже не мыслят без России и тоже не хотят, чтобы их окружали голодные люди. Они стараются свой опыт, наработанный в условиях ненормальной экономики, применить для того, чтобы экономика была нормальной.

- ...И эта тенденция делает наш союз более монолитным.

- Да, наши общества левые по своему духу. Наши страны всегда будут стремиться к серьезной социальной справедливости. Когда видишь, что одного от икры воротит, а другой белый хлеб не может своей семье позволить, - кому же это понравится?

Люди требуют от законодателей морали. Одни обращаются к религии, которая всех делает равными перед Богом. Другие ищут национальную идею, которая сплотила бы их.

- Геннадий Николаевич, создав движение Россия, вы не собираетесь выходить из КПРФ?

- Нет, я - член коммунистической партии. На недавнем съезде единогласно избран в состав ЦК и Президиум. Ложь и слухи, что Селезнев-де - тот некий ледокол, который стремится расколоть КПРФ. Повторю: движение Россия и КПРФ - союзники.

- И последний вопрос: как вы относитесь к той модели, которая сложилась в Беларуси буквально на ваших глазах?

- Я понимаю, что граждане Беларуси заслуживают того, чтобы и зарплата была побольше, и цены не галопировали. Но мне хочется, чтобы по мере того, как мы продвигаемся к союзу, Беларуси не пришлось пережить в экономике все то, что пережила и переживает Россия. Ни в коем случае не повторяйте наших ошибок в области приватизации, потере контроля над банковской системой и т.д.

Главное, что ваши предприятия в основном все уцелели. Им трудно, потому что тяжело найти рынки сбыта, потому что высока себестоимость продукции и плата за электроэнергию, за ресурсы. Но как раз в рамках союза все это можно отрегулировать. И по тем же тарифам, и по стоимости природных ресурсов... Среди союзников эти вопросы можно решать. Союзнические отношения как раз предполагают, что могут быть преференции друг для друга.

Европейский союз очень жестко регулирует свою экономику квотами, привилегиями для своих. Должны это регулировать и мы.

P.S. Редакция СБ поздравляет Геннадия Селезнева с высокой наградой - орденом Франциска Скорины, - присужденной указом Президента Беларуси Александра Лукашенко за личный вклад в развитие и укрепление дружбы и сотрудничества между нашими народами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter