Вместе — на рынки третьих стран

За лифтами белорусско-украинского производства выстраиваются в очередь

Сегодня, чтобы получить лифт белорусско-украинского производства, заказчики выстраиваются в очередь, а заявки на их поставку подают заблаговременно

Межправительственная белорусско-украинская комиссия заключила в этом году важное соглашение: о расширении кооперации между нашими предприятиями, которое гарантирует выход на рынки третьих стран. В этом направлении уже активно работают два давних партнера — РУП «Могилевлифтмаш» и ООО «Карат-Лифткомплект». Тесные контакты и отлаженная схема совместной работы могли бы во многом служить примером другим.

Исторические связи могилевского предприятия по производству лифтов со своим украинским партнером из Вышгорода, что под Киевом, начались еще в 90-е годы.

Стабильная взаимовыгодная кооперация продолжалась до 1996 года, а затем деструктивная инерция от развала Советского Союза дала о себе знать. Почти на семь лет связи между предприятиями были оборваны.

Новый виток сотрудничества начался в 2005 году. Тогда в развитие соглашения между правительствами двух стран о производственной кооперации был организован совместный выпуск лифтов под брендом «МК-ЛИФТ».

В настоящее время сотрудничество набрало завидные обороты: на предприятии под Киевом по совместной программе выпускают 29 моделей лифтов с украинским паспортом и 15 моделей — с белорусским.

Как результат, ООО «Карат-Лифткомплект» и РУП «Могилевлифтмаш» держат сегодня до 40 процентов украинского рынка в этом сегменте.

Успех — это комплекс различных составляющих, считает директор этого украинского предприятия Сергей Горишный. И не скрывает своих рецептов:

— Без абсолютного доверия друг к другу не может быть успешного бизнеса, — говорит он. — Это доверие нарабатывается годами. К примеру, с сегодняшним председателем Могилевского облисполкома Петром Рудником мы знакомы с 1994 года. В 2005 году, когда возобновились наши кооперационные связи, я был директором своего завода, а он директором РУП «Могилевлифтмаш». Тогда мы внедрили программу совместного выпуска лифтов. Начинали с четырех базовых моделей. За пять лет производственный ряд вырос в десять раз!

Мы совместно разрабатываем все нюансы производственного процесса, включая логистику, ценообразование, сроки изготовления. Кстати, за счет грамотной логистики наши предприя­тия уже выиграли в экономике…

Лифт, готовый к установке и использованию, производят на предприятии под Киевом всего за пять дней.

И это значительное преимущество, потому что сегодня у белорусско-украинского тандема по срокам изготовления готовой продукции в этом сегменте конкурентов в Украине практически нет.

Удивительно, но даже кризисный период с 2008-го по 2009 год не смог повлиять на деятельность предприятий. Точнее, изменения наблюдались, но со знаком плюс.

Как утверждает Сергей Горишный, благодаря прочным связям с белорусским заводом удалось расширить рынок сбыта в Украине. Каким образом? В этот период строительные компании соседней страны переживали не лучшие свои времена. У многих не набиралось средств, чтобы сразу оплатить поставки лифтов для новостроек.

В связи с этим два партнера договорились, что Могилев будет поставлять комплектующие с отсрочкой платежей. В свою очередь ООО «Карат-Лифткомплект» со строителями вывело схему поэтапного комплектования застроек лифтами также с отсрочкой платежей.

Разумеется, по такой схеме пожелали работать многие, в том числе и самые крупные строительные компании Киева.

Таким образом, имея грамотную совместную стратегию, в сложный период безденежья наши партнеры нашли новые возможности сбыта.

— Работая в паре, мы полностью обеспечиваем себя всем необходимым для выпуска готовой продукции. Это очень удобно. В то же время у наших конкурентов в Украине иное положение. Так, чтобы произвести лифт, тот или иной завод может иметь до 50 поставщиков комплектующих. Это, сами понимаете, не лучшим образом сказывается на производственном процессе. К тому же нам повезло вдвойне: белорусы — надежные партнеры и никогда нас не подводили. РУП «Могилевлифтмаш» подтверждает репутацию Беларуси в целом стабильной страны, где правят порядок и ответственность, — утверждает Сергей Горишный.

Впрочем, не все еще в отношениях Беларусь—Украина построено в интересах совместных производств. Нарекания у промышленников имеются и к законодательной базе, и к документам, которые были подписаны между нашими странами на разных уровнях прежде.

Так, сегодня между Беларусью и Украиной на законодательном уровне закреплено такое понятие, как «входной НДС». Это означает, что за поступивший из соседней страны груз необходимо платить на границе.

В то время как совместная продукция еще не произведена и не продана. Это означает, что еще не получивший доход производитель уже вынужден заплатить налоги… Это отвлекает значительные средства, которые приходится изымать из производственного процесса.

Вот и задаются партнеры вопросом: а почему бы не сделать этот НДС условным, как было прежде?

Но если решение этого вопроса требует времени, то есть и такие «крючки» в совместной работе, которые можно отсечь максимально оперативно.

Например, украинскому производителю лифтов мешает правило, требующее подтверждать на границе входящие цены на белорусские комплектующие. Кому нужны эти подтверждения — понять сложно. Ведь два предприятия работают на правительственном уровне, не являются перекупщиками, коммерсантами, а выпускают собственный товар, который востребован на рынке. К тому же лифт — это не автомобиль, в котором все детали более или менее стабильны. В отличие от авто модели лифтов постоянно совершенствуются и видоизменяются, соответственно меняются и комплектующие, материалы…

В результате Вышгороду с Могилевом постоянно приходится писать объяснительные, документально разъяснять таможенным службам все тонкости производства… А это не нужно ни таможне, ни заводам.

Более того, такой эпистолярный труд влечет за собой два-три дня пустой работы, простой транспорта и прочие издержки.

Также значительно интенсифицировать кооперацию между промышленниками наших стран могло бы взаимное признание сертификатов.

На снимке: лифт белорусско-украинского производства.

Фото: Татьяна ВЛАДИМИРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter