Работодателей обвиняют в уменьшении вакансий

Видимо–невидимо

В стране растет число желающих работать, а вакансий становится меньше по вине работодателей
На исходе зимы на двери подъезда моей многоэтажки появилось объявление местного домоуправления. Коммунальщики убедительно просили не сорить на лестничных площадках и во дворе, потому что уволился дворник, а нового никак не возьмут. Вакансия продержалась несколько месяцев. И все это время кто–то и как–то ее заполнял, подменяя. Но вдруг — перемена. У нашего дома наконец появился собственный дворник с метлой. Лето, считай, отработал. Держится. Значит, и вправду на всякую работу нынче большой спрос.

На рынке труда сегодня волнительно. Подтверждением тому официальная статистика. Вакансий меньше, соискателей больше. И что тут скажешь? Картина объективная. Еще в прошлом году тысячи белорусов не считали обязательным иметь постоянное место работы. Разные были у людей обстоятельства. Одни могли жить на доходы главы семьи, а слабой половине доверить заботы по дому. Другие — посвящать себя творческому труду, не оформляя статус официально. Третьи — калымить и шабашить, получая наличку на руки. А четвертые — жить как придется, от бутылки до бутылки... Перспектива платить налог на безделье заставила менять акценты даже тех, кто каждое утро рабочего дня привык встречать в кругу друзей у магазина, чтобы опохмелиться.

Об этом, к примеру, и последние цифры Министерства труда и соцзащиты. По статистике первого полугодия, в стране зарегистрированы 24,8 тысячи безработных из числа «длительно неработающих». Это в два раза больше, чем за такой же период прошлого года. Всего, к слову, за шесть месяцев в органы по труду, занятости и соцзащите обратились 136,5 тысячи человек, из них на учет в качестве безработных поставили чуть более 99 тысяч. Понятно, что в этой цифре не только гонимые налогом. Здесь и вернувшиеся с российских строек, где теперь заработанный рубль уже не столь весом. И высвободившиеся после оптимизации на предприятиях и в организациях. Все, как говорится, совпало.

Тем временем рынок труда на всплеск предложений рабочих рук отвечает снижением спроса. Число вакансий, заявленных в службы занятости на 1 июля 2015 года, сократилось до 27,6 тысячи. Это лишь половина того, что предлагали наниматели на ту же дату прошлого года. Арифметически вполне предсказуемо и логично. На бирже появились востребованные специалисты, заняли свободные места, вакансий стало меньше. Но действительно ли их стало меньше настолько?

Этот вопрос, признаюсь, у меня даже не возникал. Ровно до тех пор, пока Комитет госконтроля Гомельской области не обнародовал результаты одной из проверок, проведенной на 15 предприятиях региона, в числе которых ОАО «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», ЗАО «Мозырьлес», ОАО «Рогачевский молочно–консервный комбинат» и многие другие. Контролеры смотрели вопросы занятости: сколько подают заявок о свободных местах, как трудоустраивают. Так вот, по 11 предприятиям выскочила обескураживающая цифра: из 817,5 вакансии, имевшихся на момент проверки, 653,5 не были поданы для включения в автоматизированную информационную систему «Общереспубликанский банк вакансий». То есть более 600 человек могли рассчитывать на трудоустройство, но оказались вне такой возможности. Спрашивается: почему?

На предприятиях потом объяснялись по–разному. Например, закрытием одних производств и открытием других после модернизации, из–за чего не успели откорректировать штатное расписание. В итоге оказались свободными те специальности, которые устарели и уже не нужны. Опять же многие наниматели забыли о правиле, когда вакансии, поданные в общереспубликанский банк, через месяц автоматически удаляются независимо от того, актуальны они или нет. Работодатель обязан сам обновить заявку. Хотя все предприятия — солидные, не новички на рынке труда, но вот же досадные недоразумения.

После проверки КГК порядок в штатных расписаниях навели, вакансии в общереспубликанском банке обновили. Только вот осадок остался. Когда на рынке труда становится тесно, первым делом ожидаешь точных и прозрачных действий со стороны нанимателей. Это не значит, что предприятия должны принимать всех, кто постучит в двери, желая ли работать или просто отбывать. Это значит: дать законный шанс тем, кто хочет и может им воспользоваться.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 158 (24788). Четверг, 20 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter