Вьется по ветру «Веселый Роджер»

О нападениях пиратов

Генри Морган давно умер, но дело его живо. И «пиратскому адмиралу» точно не пришлось бы краснеть за своих африканских последователей. И хотя над их скоростными катерами не развивается черный флаг с «Веселым Роджером»  — черепом и костями, в свирепости  они не уступают пирату Флинту... Активизировавшиеся в последнее время сомалийские пираты совершили свою самую наглую и масштабную операцию. Саудовский танкер вез в Соединенные Штаты 2 миллиона баррелей нефти. Хоть «черное золото» сейчас и стремительно падает в цене, стоимость груза все равно получается заоблачная — около 200 миллионов долларов.


Не меньше, чем эта цифра, обращает на себя внимание тот факт, что сомалийцы занялись разбоем на расстоянии почти 500 морских миль от родного берега. Это значит, что небезопасной теперь следует признать всю северо–западную часть Индийского океана, самую, пожалуй, насыщенную трафиком акваторию Мирового океана. Подобной угрозы международной торговле не возникало с тех пор, как из–за арабо–израильских войн закрывался Суэцкий канал.


Помимо ощутимого экономического, есть и гуманитарный аспект проблемы. На борту находятся 25 моряков. «Если пиратам удается захватить корабль, в дальнейшем очень трудно что–либо с ними сделать, поскольку они используют экипаж как заложников», — сетует председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен. С ним солидарен и российский эксперт Вадим Зайцев: «Согласно существующей международной конвенции на борту торговых кораблей не должно быть оружия. Может быть вооруженная охрана, но это предполагает серьезные финансовые расходы и большой риск: пираты могут попросту уничтожить весь экипаж судна, наткнувшись на вооруженное сопротивление. Так что на сегодняшний день самый безопасный способ действия при встрече с пиратами — сдача без боя».


Международное морское бюро подсчитало, что у Африканского рога совершается примерно треть всех пиратских нападений в мире. Только в этом году жертвами флибустьеров новой волны стали более 60 судов. На настоящий момент они удерживают 12 кораблей, 250 членов экипажа которых находятся на положении заложников. Самый громкий инцидент — это захват украинского судна «Фаина» с 33 танками Т–72 на борту. Боюсь, если бы не это, то о захвате «Фаины», как и о других судах, сообщалось бы одной строкой. Как подтверждение этой моей мысли — украинцы ведь до сих пор не освобождены.


Корсары сначала потребовали за «Фаину» выкуп 35 миллионов долларов, но затем уменьшили запросы до 8 миллионов. Интересно, сколько попросят за танкер с нефтью? Хотя это никогда официально не подтверждается, но чаще всего такие конфликты решаются именно деньгами. Удачные силовые операции можно пересчитать по пальцам, в этом преуспел французский ВМФ. Но, попавшись один раз на удочку — пиратам сначала выплатили выкуп, а затем тепленькими арестовали, — преступники стали действовать предусмотрительнее: в следующий раз они разделили полученные деньги, сели в автомобили и разъехались в разные стороны. Кроме того, жалуются военные, деревянные лодки радары не пеленгуют.


В начале октября Совбез ООН разрешил военным кораблям и самолетам заинтересованных государств преследовать и атаковать корабли под «Веселым Роджером» даже в территориальных водах Сомали. Свои силы в Аденский пролив направило НАТО, Евросоюз намерен там провести свою первую военно–морскую операцию, где–то там совсем рядом ходит 5–й флот США, сторожевым кораблем «Неустрашимый» «застолбила» свое присутствие в море Россия. Однако, как видим, все это разрозненные действия, и реальный, а не мифический вызов международной безопасности пока остается без ответа.


Когда владелец груза один, перевозчик другой, флаг над кораблем — третьей страны, а команда — полный интернационал, никто не хочет брать на себя ответственность. С другой стороны, для чего тогда существует ООН и другие международные организации, в том числе и военной направленности? «Нападения пиратов происходят каждый день, — заявление Международной ассоциации судоходных компаний как крик о помощи. — Если бы такими темпами начали похищать пассажирские самолеты, то позиция стран мирового сообщества была бы совершенно другой».


Если смотреть в корень проблемы, то нужно, конечно же, решать вопрос с Сомали — государством, в котором почти два десятилетия идет гражданская война и которое в соединенном виде существует только на географической карте. Причем пиратство — далеко не единственная угроза, исходящая оттуда. В свое время там даже скрывался Усама бен Ладен, и ходили слухи, что США после Афганистана атакуют именно Сомали. Однако, как мы знаем, напали на более нефтеносный и менее связанный с «Аль–Каидой» Ирак.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter