Вьется по ветру "веселый Роджер"

К началу третьего тысячелетия пиратство не только сохранилось в своем традиционном виде, но и обрело совершенно новые формы.
К началу третьего тысячелетия пиратство не только сохранилось в своем традиционном виде, но и обрело совершенно новые формы. Сегодня разбойничают вовсю не только на море, но и на суше. Всепланетному пиратскому нашествию нет пределов.

Дети капитана Флинта

Прошлый год стал рекордным по количеству морского пиратства. В водах Южной и Юго-Восточной Азии в 2000 году было зафиксировано более 300 столкновений с морскими грабителями. Наиболее опасными оказались воды вблизи Индонезии, где произошло около 130 нападений на суда. В результате пиратства за минувший год погибло 72 человека, 99 получили ранения, 26 до сих пор числятся пропавшими...

Как видим, морское пиратство по-прежнему живет, процветает и даже имеет тенденцию к расширению. Мнение, что в наше время, когда на вооружение взяты новейшие системы наблюдения и связи, пиратство прекратило свое существование, ошибочно. Беларусь по понятным причинам стоит в стороне от неблагополучных морских разборок. Зато наши ближайшие соседи то и дело подвергаются вооруженным нападениям пиратов. По данным Международной морской организации, среди пострадавших от пиратских нападений в прошлом году фигурируют украинцы, россияне и литовцы. Причем за последние несколько лет увеличивается число нападений, совершаемых в Средиземном и Черном морях, излюбленных местах многих туристов, в том числе и белорусских. От морских разбойников страдают многие страны, поэтому пиратство всегда признавалось преступлением международного характера. В прошлом году, между прочим, ущерб от всех видов пиратской деятельности на море составил свыше 16 миллиардов (!) американских долларов.

Авторитетные специалисты и "морские волки" отмечают, что одним из основных факторов, поспособствовавших увеличению случаев разбоя на море в последнее десятилетие, стали крушение СССР и окончание "холодной войны". Это привело к сокращению военно-морских сил супердержав и, самое главное, к значительному сокращению присутствия их ВМС в районах традиционного пиратства. Отсутствие видимой силы, которая может противостоять пиратам, зачастую убеждает их в безнаказанности действий.

Методы и способы действий пиратов отличаются в зависимости от района их действий, степени организованности, их оснащения и вооружения, а также традиций, свойственных данному региону. Нападения на суда совершаются во время их стоянки в порту у причала, во время их якорной стоянки и при совершении перехода как в территориальных, так и в международных водах. И все же наиболее часто, около половины всех случаев, пираты атакуют в портах и местах якорных стоянок, так как в этом случае подобраться к неподвижным судам значительно проще. Случается, правда, когда современные пираты действуют с особой наглостью и некоторым романтизмом, свойственными их средневековым собратьям по ремеслу. В море судно догоняет, к примеру, или поджидает в удобном месте скоростной катер. Поравнявшись с кораблем и подойдя вплотную, на него высаживают группу вооруженных головорезов, которая и захватывает судно. В таких случаях экипаж ограбленного корабля обычно высаживают на необитаемом острове или в спасательные шлюпки. Затем в укромном месте пираты меняют название судна, оформляют фальшивые документы и продают заказчику. Иногда корабль под новым флагом используется самими пиратами, например, для перевозки нелегальных иммигрантов, вымогательства, шантажа и обмана страховых компаний. Конечно, это очень сложная операция, но игра стоит свеч: по данным Международной морской организации, некоторые заказчики готовы заплатить до полумиллиона долларов, если им доставят нужное судно в течение нескольких дней.

Получается, что и в наши дни на морских просторах и в водах океанов вполне можно увидеть черное полотнище с устрашающими черепом и костями. А учитывая, что мировые морские пути по-прежнему являются основным средством международной торговли, проблема борьбы с пиратством стоит весьма остро. В то же время сегодня практически во всех государствах мира больше озабочены незаконной деятельностью каких угодно пиратов, но только не морских. И наша страна не исключение.

Новые корсары

В наши дни пиратство распространилось действительно широко во многих областях, больше не режут слух словосочетания типа "компьютерное пиратство", "аудио(видео-, кино-)пираты" и т.д. При этом некоторые считают, что, хотя пираты и наносят ощутимый экономический вред, от них есть и безусловная польза. Речь, понятное дело, не идет о моральной стороне вопроса - воровать нехорошо, все это знают с детства. Вопрос в другом. Большая часть людей, хотя и считается с нравственностью, действует все же исходя из соображений личной экономической целесообразности. Взять, к примеру, бурно развивающуюся во всем мире, и у нас в том числе, сферу компьютерной аппаратуры и программного обеспечения. Его нелегальное распространение хочешь не хочешь способствует динамичному расширению рынка, что было бы невозможно при полной его легализации. Исторический пример настоящих пиратов - морских - также напоминает о временах, когда пиратство служило катализатором открытия новых земель и, кстати, средством обогащения королевской казны.

Сегодня мы запросто говорим о современном пиратстве в области компьютерных продуктов. А ведь еще совсем недавно, в советские времена, проблем с нелегальным использованием компьютерных программ практически не было. Сами программы были, но они и в принципе не признавались товаром, то есть продуктом, предназначенным для продажи. В общественном сознании они ассоциировались с бесплатными - причем обязательными - приложениями к ЭВМ. Мысль о том, что "программа - это тоже продукт", звучала почти как призыв к свержению существующего строя. Об авторских правах и говорить нечего. В тогдашнем законе об изобретательской деятельности говорилось однозначно: "В качестве объекта авторского права не рассматриваются алгоритмы и вычислительные программы". Интересно, что с тех пор, несмотря на огромный прорыв в области компьютерных технологий, в нашей стране ситуация в области защиты авторских прав изменилась несильно. Лишь небольшой пример. По данным международных специалистов, уровень пиратства в области программного обеспечения, измеряемый соотношением нелегальных копий к общему числу используемых программ, в США составляет около 30 процентов, в странах Западной Европы - почти 50 процентов, а в Беларуси - не менее 90...

На слуху у всех и деятельность коварных пиратов на видео- и аудиорынках. Совсем скоро, кстати, французские музыканты и деятели кино получат возможность вернуть себе хотя бы часть денег, украденных у них пиратами. С февраля правительство Франции ввело новые налоги на продажу компьютеров, жестких дисков, игровых приставок, проигрывателей DVD, мобильных телефонов нового поколения и CD-рекордеров. Цель нововведения - компенсировать снижение доходов музыкантов и кинематографистов, которое происходит из-за пиратского копирования музыки и видео при помощи этих устройств.

К слову, французы последовали примеру правительства Германии, которое ранее обложило "артистической податью" всех, кто покупает новые компьютеры. Налог на каждый "винчестер" составляет там 60 марок. Причем подобная политика проводится в последнее время во многих европейских странах. По статистике, между прочим, в иерархии нелегальной торговли аудио- и видеобизнес занимает сегодня четвертую позицию после сбыта оружия, наркотиков и драгметаллов...

Правда, у нас в стране, где, скажем, выпуск каждого второго музыкального альбома становится грандиозным событием в околомузыкальной среде и достоянием чуть ли не всей общественности, музыкальное пиратство сохраняет свои относительно скромные масштабы. Чего не скажешь о некоторых других видах современного пиратства.

Сколько раз приходилось слышать стенания людей, занятых в Беларуси книжным бизнесом: официальные издательства жалуются на "левых" книгоиздателей, тиражирующих пользующуюся спросом литературу; реализаторы типографской книжной продукции недовольны своими конкурентами и их чересчур низкими ценами на подвальную продукцию...

Элементарные радиотелефоны и те под пиратским колпаком - настроиться на волну несертифицированного телефона, не защищенного от подобного вмешательства, и произвести телефонный разговор с чужого номера довольно просто. Этим и занимаются многочисленные любители поговорить за чужой счет. Оплачивать разговоры приходится незадачливым посетителям радиорынков...

Или взять, к примеру, законодателей белорусской моды - ЗАО "Милавица". Продукция крупнейшего производителя корсетных изделий за несколько последних лет стала столь популярной, что ее торговую марку активно используют еще одни "пираты" при продаже фальшивых товаров. Причем, по словам начальника юридического отдела "Милавицы" Игоря Бабока, пиратские подделки их продукции процветают не только в Беларуси - буквально на всех областных рынках, - но и в России...

Приходится нередко слышать довольно спорное утверждение о некоей экономической целесообразности пиратства, стимулирующего якобы развитие рынка и являющегося весьма выгодным явлением для рядовых потребителей. Доля правды в этом, пожалуй, есть: многим, к примеру, выгоднее купить за рубль копию, чем за три рубля оригинал. Но утверждение это неоднозначно. Пиратство действительно во все времена являлось и является, по сути, спутником рыночных отношений. Нет рынка, то есть товаров, которые продаются, - нет и пиратов, поскольку воровать нечего. И все же пираты, действуя против производителей, на самом деле наносят урон всему рынку, в том числе и потребителю. Связь очевидна: купив сегодня по дешевке поддельное или краденое белье (книгу, телефон, кассету и т.д.), мы рискуем через год вообще остаться ни с чем, потому что вдруг окажется, что все производители перестали заниматься этим убыточным ремеслом.

Меняются времена и нравы, традиции и правила, а разбойники - будь то морские, будь то сухопутные - остаются навсегда. Вполне возможно, что начавшийся XXI век станет эпохой совершенно новых видов пиратства. К примеру, генетического, а может, и космического. Кто его знает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter