Ветряная мельница для дон кихота

.
...Неужели и впрямь перевелись на свете романтично-мечтательные донкихоты?! Впрочем, и ветряков - любимого приложения их рыцарского мужества - тоже почти не осталось. По крайней мере, в наших краях - считанные единицы крылато-деревянных сооружений находят журналисты в глубинке, радуясь, как дети: уцелел, родимый, на радость ветрам и на зло дождям скрипит да вертится.

Ветряные, но не ветреные ветряки - уходящий, если не ушедший символ патриархальной эпохи!.. Только в сказках скоро останетесь да на старых фотографиях, да в макетах. Прошлогодней весной я с умилением наблюдала идиллическую картину: вдоль польских дорог рукастые местные мастера продают ладные сувениры - деревянные мельнички с лопастями, которые с удовольствием покупают немцы и голландцы, торопящиеся на родину под созерцание современных металлических ветряков. Рачительные наследники Гете и

Рентгена (Рембрандта и Лоренца, кстати, тоже) не отказались от идеи использования бесплатной силы ветров, понаставив на своих геометрически правильных полях множество упирающихся в облака опор с динамичными "пропеллерами". Старая идея на новый лад, мило оживляющая немецкий и фламандский пейзажи. А что: грамотно, экологично, красиво! Говорят, самые продвинутые наши хозяйственники также заводят современные ветряки, предпочитая в выработке дешевой энергии небезопасному атому классический сквознячок.

Далеко, очень далеко ушли от своих древних прототипов серебристо-стройные мельницы XXI века!..

Вот почему я с таким удовольствием рассматривала снимок, который хранит в своей коллекции старый минский фотограф Михаил Минкович. Тем паче что полагался к нему весьма занимательный рассказ-воспоминание. В далеком 1949 году тогда еще молодого фотокора газеты "Чырвоная змена" Мишу и журналиста Александра Осипенко отправили в командировку в Хойникский район. Прямого транспорта в те годы туда не было. И два газетных энтузиаста, добравшись разными путями до Мозыря, заказали спецрейс двухместного самолета ПО-2, потратив на столь широкий жест все свои командировочные. Задание было актуальное - сделать фоторепортаж об уборке урожая и роли в ней молодежи.

Мобильные газетчики с ним справились успешно: пишущий набрал в блокнот море фактов, снимающий нащелкал на пленку такое же количество кадров. Уборка, надо сказать, в первые послевоенные годы осуществлялась без большой механизации. Выпущенные еще до войны комбайны "Коммунар", которые прицеплялись к трактору, были редкостью. Все больше применялись конные жнейки, после которых следовали осуществляемые вручную дожинки. И уже потом выходили на поля глазастые школьники для подбора колосков. Люди старшего поколения, возможно, еще помнят проводимые среди ребят "колосковые" конкурсы: кто больше соберет, тот заслужит похвалу учителей и пионервожатых.

В общем, задание, можно сказать, было в кармане. И тогда Михаил решил сделать снимок для души. В золотом поле стояла и махала исправно крыльями ветряная мельница. И так в погожий день чудесно смотрелась она на фоне вручную связанных снопов и виднеющихся вдали домов с характерными покатыми крышами, что дрогнуло сердце молодого фотографа и щелкнул он затвором своего зоркого друга.

Разумеется, "старомодный" снимок не пошел в газету, а остался в личной коллекции фотографа.

С прилагающимися к нему личными воспоминаниями.

И знаете, какие выводы я, глядя на него, сделала? Зову души надо обязательно следовать. Даже если он похож на донкихотство. Пусть не современники, так потомки обязательно оценят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter