Ветер театральных парусов

Для любого театра премьера к началу нового сезона - это хороший тон.
Для любого театра премьера к началу нового сезона - это хороший тон. Республиканский театр белорусской драматургии вступил в эту осень с серией премьер. Как говорит его директор - художественный руководитель Валерий Анисенко, последний год для театра вообще был на редкость урожайным: восемь новых спектаклей плюс дипломный - студенты с его курса из Белорусского государственного университета культуры (БГУК) защищались уже на этой сцене. И этот сезон для "анисенковской" молодежи - уже третий. Они пришли работать профессионально, еще обучаясь на четвертом курсе.

И такое совмещение учебы и работы в театре стало для многих ребят хорошей школой.

По словам самого Валерия Анисенко, нет худа без добра: "Когда я возглавил театр, часть труппы, не согласная с моим назначением, ушла на "Вольную сцену". Так что идея привлечь к работе моих студентов была вынужденной мерой. И вот работа последних десяти месяцев: 26 сентября мы показали зрителям нашу "Чернобыльскую молитву". Спектакль был поставлен в двенадцати странах - а мы все никак не могли. У нас "Чернобыльскую молитву" Светланы Алексиевич поставил французский режиссер Бруно Буссоголь (координатор программы и драматург - Верджиния Симоньек, технический директор-художник Бертран Санье). Полагаю, интересным будет и спектакль по пьесе В.Панина "Песня волка" нашего известного деятеля и режиссера В.Орлова. Там много пластики, воздуха... А еще мы поставили на экспериментальной сцене пьесу "Только глупцы грустят" современного израильского автора Дана Альмагора и "Адвечную песню" Я.Купалы".

Театр белорусской драматургии по определению экспериментальный. И его спектакли рассчитаны преимущественно на молодежь. Ведь всей своей сутью театр настроен на поиск и воплощение новых идей. Но чтобы и у актеров, и у зрителя не сбивалась планка требований к работе режиссера, актеров, сценографа etc., а вкус не скатывался до уровня вкусовщины, на сцене должны присутствовать и классические спектакли. Я бы рискнула предположить, что в данном случае классика более важна не для зрителей (они-то могут разнообразить свою жизнь и культпоходом в Купаловский театр), а для самих молодых актеров. Они только начинают свою карьеру, и сейчас самое время дать им хорошую школу, "поставить" вкус.

"Я вижу и по другим моим студентам, - поделился впечатлениями В.Анисенко, - как им тяжело. Они не слышали в филармонии Рихтера, не знают истории театра, зато в совершенстве владеют жаргоном... Знаете, некоторые высшие сорта твердых колбас требуют по рецептуре наличия конины. Это не отражается на внешнем виде, но придает тот вкус, который и определяет ее в "высший сорт". Для молодых актеров именно классическая театральная школа становится тем стержнем, тем скелетом, на котором со временем нарастут мускулы опыта, мастерства, блеска и легкости. Театр, как и любое искусство, не может быть без корней..."

Театральная молодежь г-на Анисенко - это питомцы БГУКа. Валерий Данилович считает, что появилась очень здоровая и оптимистичная тенденция - своего рода тот свежий ветер, который способен значительно оживить белорусскую театральную жизнь, - когда театральных актеров и режиссеров готовят разные вузы. Много лет это было прерогативой лишь Академии искусств. Но ведь понятно, что творить разнообразие в одной лаборатории невозможно, - это упрощает театральную жизнь.

"Поначалу, не скрою, - похоже, даже говорить г-ну Анисенко на эту тему необычайно приятно, - бытовало мнение: дескать, ну кого можно подготовить в "кульке". Но то время, когда здесь готовили лишь специалистов для сельских клубов, давно в прошлом. Талантливый человек Ядвига Григорович (ректор БГУКа. - Л.Р.) собрала замечательный творческий коллектив. И результаты себя ждать не заставили - наши студенты производят фурор на международных театральных конкурсах, уверенно чувствуют себя на профессиональной сцене, в том числе и на сцене Театра белорусской драматургии. А ведь это лишь наши первые шаги, только премьеры!".

Сейчас Театр белорусской драматургии репетирует пьесу молодого и модного драматурга Андрея Курейчика "Понтий Пилат" с выдающимся актером Купаловского театра, народным артистом Беларуси Геннадием Гарбуком. В паре с ним - Игорь Сигов. Премьера состоится уже в декабре. А еще театр обладает правом первой постановки "Пьемонтского зверя" этого же автора в Минске. Известно, что пьеса уже репетируется в Москве во МХАТе у Олега Табакова. Поэтому в планах режиссера Анисенко показать свою премьеру раньше, чем москвичи: "Не хотелось бы, чтобы у зрителя был уже сформирован некий стереотип: дескать, наше заведомо хуже, потому что наше и потому что поставлено после москвичей. Знаете, у московских спектаклей всегда есть пресса, что сразу создает вокруг постановок некую информационную напряженность. У нас с этим, к сожалению, хуже".

...С Анисенко спорить не приходится. Но себе как потенциальному зрителю утешение я придумала: в любом случае "Зверю" Республиканского театра белорусской драматургии обеспечена иная аура - свежий воздух эксперимента и юности. К тому же у В.Анисенко есть опыт удивлять даже видавших виды минских театралов. Несколько лет назад он поставил на этой же сцене спектакль "Ричард III", который стал событием в культурной жизни Минска и достойным представлением страны на престижном театральном фестивале в Эдинбурге.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter