Веселый роджер над морем звуков

Недавно мой знакомый, ученый-медик (и большой меломан), вернувшись с очередного заграничного симпозиума, похвастался своим приобретением - компакт-диском с композициями в стиле танго.
Недавно мой знакомый, ученый-медик (и большой меломан), вернувшись с очередного заграничного симпозиума, похвастался своим приобретением - компакт-диском с композициями в стиле танго. Ничего удивительного, если бы не одно "но". Продавался сей товар за 10 евро в магазинчике на Елисейских полях, что в самом центре Парижа. Однако, повертев его в руках, я, хоть убей, не смог найти каких-либо отличий от компакт-дисков с минских вещевых рынков, что стоят раз в 5 меньше. Тот же тонкий листок-вкладыш в коробке, та же цветная печать по кругу. В общем, всучили моему знакомому посреди Европы самый настоящий "пиратский" диск. Который все равно, как ни крути, раза в полтора дешевле истинного фирменного. И стало мне тогда понятно: борьба с музыкальными "пиратами" во всем мире если и не проиграна вчистую, то уже давно идет с разгромным счетом. Естественно, не в пользу легального бизнеса.

Битва за соблюдение авторских и смежных прав на всемирном "музыкальном ринге" полыхает уже много лет. В драке все средства хороши: от банальных "зуботычин" до сложных интеллектуальных интриг. Ведь миллиарды долларов потенциальной прибыли фирм звукозаписи, умопомрачительные доходы известных артистов и авторов произведений растворяются неизвестно где после теневого тиражирования в различных странах результатов их праведных трудов. Время от времени с новостных лент слетают сообщения вроде: в Германии полиция обнаружила подпольный завод производственной мощностью 1 миллион музыкальных компакт-дисков в год, в Испании раскрыт аналогичный цех и так далее. А толку нет. По некоторым оценкам, доля "левых" звукозаписей в законопослушной Европе достигает 50 процентов. Особенно лихо реализуют их на улицах Барселоны или Гамбурга нелегальные иммигранты, готовые ради куска хлеба на любую работу. И народ берет! Да и как не брать, если фирменный компакт-диск в магазине стоит 15 - 20 евро, а "левый" - в несколько раз меньше.

Но уличные торговцы-нелегалы - полдела. Гораздо более мощный удар по музыкальной индустрии нанесли современные цифровые технологии. Один формат записи МР3 чего стоит! Сегодня в сети Интернет хранятся миллиарды оцифрованных копий популярных песен и мелодий, которые любой желающий может скачать на свой компьютер, не вставая со стула в Новосибирске или Калькутте. Если техника более-менее шустрая, то эта операция обойдется не дороже 1 - 2 долларов за альбом. Порой в СМИ раздаются голоса о том, что де МР3-формат не дает хорошего качества звука и поэтому он вроде как проигрывает по сравнению с обычными CD. Но это вряд ли: прослушайте подобную композицию не через компьютерные колонки-пищалки, а через мощный музыкальный центр - мало (в смысле качества) не покажется.

Кроме того, революционность МР3 еще и в том, что на один компакт-диск теперь помещается не один, а 10 - 13 альбомов. При той же розничной цене. Это ли не технологический прорыв? Тем более что чистые матрицы компакт-дисков (CD-R/CD-RW) продаются на каждом углу, а "пишущих" дисководов, способных заполнять их любым содержимым, становится все больше. Понимая всю степень нависшей угрозы, конгресс США готовится рассмотреть предложение крупнейших звукозаписывающих ассоциаций о предоставлении им права приостановки деятельности "пиратских" файлообменных сайтов в Интернете. Без долгих судебных разбирательств и обращений к фирмам-провайдерам. Правда, злые языки утверждают, что в случае положительного решения это фактически узаконит хакерство. Однако и традиционные способы не дают осечки. Так, например, ассоциация звукозаписывающих компаний Америки закрывает в судебном порядке до 100 "пиратских" сайтов в неделю. Хотя, по большому счету, все это напоминает бег на месте. Одни сайты приказали долго жить - на их месте появились другие. Спрос-то есть: по данным различных социологических опросов, примерно половина посетителей сети Интернет пользуется ею для получения халявных музыкальных новинок.

Ситуация на белорусском рынке музыкальной продукции тесно связана с последними веяниями в России. Именно оттуда к нам доставляют большинство компакт-дисков и кассет с аудиозаписями. По данным российских СМИ, сегодня там действует более 20 легальных заводов, ежемесячно производящих около 9 миллионов компакт-дисков. При этом по-настоящему лицензионных - не более 1,5 миллиона. Считается, что нарушение авторских и смежных прав возникает на этапе размещения заказов некими фирмами на совершенно законопослушном производстве. Таких крупных заказчиков- "пиратов", формирующих рынок соседнего государства (да и всего СНГ), насчитывается порядка 15. Типичный ответ директора завода на претензии правообладателей: "Откуда мне знать, что документы на тот или иной альбом, предоставленные заказчиком, липовые?" И действительно, откуда? Современная полиграфия позволяет подделать даже 100-долларовые купюры так, что комар носа не подточит. Что уж там говорить о договорах с печатями! Как бы там ни было, но правоохранительные органы России констатируют парадоксальный факт: порядка 90 процентов всех контрафактных дисков изготавливается на абсолютно легальных линиях. Зачастую - тайно, "в свободное от основной работы" время.

Как сообщил директор научно-исследовательского республиканского унитарного предприятия "РУПИС" Николай Чистый, сегодня в Беларуси вообще нет организации, защищающей права исполнителей музыкальных произведений и звукозаписывающих компаний. Согласно постановлению Совмина пятилетней давности, коллективным управлением авторскими правами занимался только Комитет по авторским и смежным правам. После его упразднения такие функции де-факто перешли к РУП "РУПИС". Работа по выплате причитающихся авторских вознаграждений за публичное исполнение произведений здесь более-менее налажена, а вот защита прав исполнителей и фирм звукозаписи - только в ближайших планах. Николай Чистый убежден, что пришло время навести в этой сфере элементарный порядок. В стране должна быть единая организация, которая постоянно следила бы за правильностью использования в стране фонограмм с учетом всех смежных прав.

Эксперты считают, что "точечные" мероприятия одних лишь правоохранительных органов ничего не дают. Среди предлагаемых мер, которые помогут справиться с имеющимся массовым "пиратством", называется лицензирование тиражирования фонограмм (по опыту России), нанесение на легальные диски и кассеты специальных защитных марок, создание экспертной структуры по контрофактной продукции и так далее. Стоит задуматься и о создании в Беларуси собственных заводов, способных закрыть местный рынок аудиокассет и компакт-дисков для "левого" импорта. С той лишь разницей, что вся их продукция будет легальной и казна получит неплохой доход.

Впрочем, все эти планы могут дать неожиданные результаты. Как показывает опыт России, крупные западные звукозаписывающие корпорации отнюдь не торопятся размещать заказы на производство компакт-дисков в чужих странах. В кругах российских промышленников все чаще звучит мнение о том, что если бы ведущие мировые правообладатели пошли навстречу местным заводам, то проблема "пиратства" в этих государствах решилась бы сама собой. Что касается остальных воинственных мер, то их популярность среди массового покупателя под большим вопросом. Доходы большинства граждан СНГ пока не те, чтобы покупать лицензионную продукцию не то что по 20 долларов за компакт-диск, но и даже по 5 - 10. Если гайки все же закрутить, то сегодняшнее изобилие прилавков удалых коробейников моментально сменится безлюдием торговых залов в магазинах с "правильным" товаром. Рынок рухнет, а обыватель, как в приснопамятные застойные времена, начнет искать обходные пути. И обязательно найдет - вспомните о преимуществах формата MP3! Как раньше с виниловых пластинок гнали магнитофонные записи Высоцкого и "Pink Floyd", точно так же теперь на персональном компьютере с устройством CD-RW начнут тиражировать Баскова и "Roxette". Тихо и неприметно: для дома, для семьи.

Очевидно, что для решения "пиратской" проблемы традиционные силовые методы уже не годятся. "Запретить", "изъять", "уничтожить на корню" - все это термины из прошлого. Стремительное развитие новых технологий ставит крест на столь примитивных способах защиты авторских и смежных прав. Если сегодня один небольшой пластиковый диск вмещает 10 часов качественной оцифрованной музыки, то что будет через десяток лет? Представляю: вся мировая опера или вся британская рок-музыка в памяти одной микросхемы. Думаете, загнул? Поживем - увидим.

А пока весьма оригинальная идея родилась в Австралии. Одна местная компания, создавшая аппарат для копирования CD, обратилась к ассоциации звукозаписывающих компаний пятого континента с неожиданным предложением "войти в долю". То есть получать процент с прибыли от продаж подобной техники. Поборники защиты авторских прав серьезно задумались: эксперты предрекают подобной бизнес-модели большое будущее. Похоже, что в эпоху Интернета у владельцев интеллектуальной собственности просто не остается другого выхода...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter