Глобальный рынок АЭС растет. О чем свидетельствует этот тренд

Верхом на ядре

В условиях роста народонаселения и постоянного увеличения производства товаров и услуг человечество все больше задумывается о необходимости сохранения чистой атмосферы. А для этого, считают многие эксперты, необходимо и дальше развивать ядерную энергетику.

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Я неоднократно подчеркивал, что радиационная безопасность и надежность эксплуатации атомной станции — это приоритет из приоритетов. Мы долго обсуждали эти вопросы на этапе принятия серьезнейшего решения о строительстве станции, учли весь мировой опыт. Здесь используются высочайшие технологии. Это достояние нашего народа.

На совещании по вопросам Белорусской атомной электростанции, 6 марта 2023 года.

Гигаватты и гигапланы

В декабре 2023 года в Дубае на Конференции ООН по вопросам изменения климата COP28 было впервые внесено обязательство двухсот стран-участниц снижать потребление не только угля, но и нефти с газом в целях борьбы с глобальным потеплением. Альтернативами здесь выступают исключительно возобновляемые источники энергии и атомная энергетика.

В докладе Европейской экономической комиссии ООН было указано, что мирный атом представляет собой источник низкоуглеродной энергии и тепла, который может способствовать достижению углеродной нейтральности. За прошедшие 50 лет использование атомных станций позволило сократить глобальные выбросы на 74 гигатонны — это сравнимо с объемами мировых выбросов за два года от традиционной энергетики (уголь, нефть).
По данным МАГАТЭ, действующие атомные станции во всем мире имеют сегодня суммарные мощности в 371 ГВт, причем с 2012 по 2022 год они выросли почти на 6 процентов, или более чем на 20 ГВт. Темп ввода новых мощностей увеличивается: только в 2022 году чистый прирост составил 4,1 ГВт, что вдвое больше, чем в среднем за десятилетие.
МАГАТЭ приводит цифры: в мире действуют 411 реакторов, а в разной стадии строительства находятся еще 58 — когда они заработают, то добавят к текущей генерации около 60 ГВт, или 16 процентов. 20 энергоблоков из этих 58 возводятся в Китае силами местных предприятий.

По прогнозам Всемирной ядерной ассоциации, к 2040 году объем атомной генерации в мире планируется довести до 686 ГВт, что примерно в 1,7 раза выше текущего уровня.

Наибольший рост отмечается в странах Глобального Юга. Атомная энергетика рассматривается как едва ли не единственный способ обеспечить растущие потребности этого региона в низкоуглеродной электроэнергии.
На Конференции COP28 крупнейшие мировые атомные компании подписали инициативу нулевых выбросов ядерной индустрии, автором которой выступила Всемирная ядерная ассоциация (WNA). Соглашение предусматривает трехкратное увеличение ядерной генерации к 2050 году.
В настоящее время примерная стоимость строительства энергоблока составляет около 5 млрд долларов. В предстоящие 12 — 15 лет планируется построить около 60 — 80 энергоблоков на общую сумму 300 — 400 млрд долларов. Таким образом, годовой объем заказов строительства атомных энергоблоков в мире составляет около 30 млрд долларов.

Нынешний объем заказов «Росатома» составляет 22 проекта с суммарной стоимостью 200 млрд долларов. В 2023‑м был достигнут рекорд: изготовлено пять комплектов реакторного оборудования (раньше — только три).
По словам генерального директора компании Алексея Лихачева, в минувшем году они превратились в фабрику по производству реакторов: научились серийно производить реактор ВВЭР-1200 в короткие и предсказуемые сроки. Это дает возможность реализовывать проекты в пределах запланированной стоимости.
Санкции Запада практически не повлияли на российские позиции на глобальном атомном рынке. Основные заказы размещаются в дружественных странах. Среди них Египет — строительство четырех энергоблоков по 1,2 тыс. МВт каждый, Венгрия — двух энергоблоков по 1,2 тыс. МВт каждый, Турция — четырех энергоблоков, призванных закрыть 10 процентов энергетических потребностей страны.

Основное преимущество россиян — высокое качество при относительно низкой стоимости реакторов ВВЭР-1200 ввиду серийного производства и оптимизации затрат. Плюс «Росатом» — это госкорпорация, в состав которой входят все нужные подразделения. А, например, в США — исключительно частные компании, и им зачастую сложно найти консенсус и объединиться в консорциум.

В настоящее время разрабатываются и внедряются атомные станции малой мощности. Так, в Якутии в этом году начато возведение АСММ в Усть-Куйге, на Чукотке уже четыре года работает плавучий энергоблок «Академик Ломоносов».
Что касается Беларуси, в ноябре 2023-го после сдачи второго энергоблока полностью завершено строительство БелАЭС. Наша станция оснащена двумя флагманскими реакторами ВВЭР-1200. Они соответствуют самым высоким требованиям безопасности и имеют проектный срок службы до 80 лет.

Псевдопартнеры против

Польско-американское соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики было заключено в октябре 2020 года. 22 февраля прошлого года компания «Польские АЭС» (PEJ) подписала соглашение с американской Westinghouse о разработке проекта и строительстве АЭС.
Варшава планирует оснастить свою первую АЭС реакторами типа AP-1000. Станция будет размещена на прибрежной полосе Балтийского моря недалеко от населенного пункта Хочево в Поморском воеводстве, ее планируют строить за 400 км от белорусской границы.

Строительство АЭС планируется начать в 2026 году, а в 2033‑м ввести в эксплуатацию первый блок (мощностью до 3750 МВт). Последующие реакторы предполагается возводить каждые два года, а согласно всей ядерной программе, предусматривается шесть блоков мощностью до 9 ГВт.
Опыт показал, что реакторы AP-1000 достаточно проблемные. Их концепция пассивной безопасности и модульного дизайна может быть описана как неопробованная в Европе, она подвержена высокому риску перегрева, что может вызвать подобную Фукусиме катастрофу.
В строительстве АЭС Варшава рассчитывает на финансовую помощь Евросоюза. Проект создаст 100 тысяч рабочих мест, по другим заявлениям — около 40 тысяч. По мнению экспертов, этот срок (2033 год) совершенно нереалистичен: в ЕС и США говорят, что к этому надо прибавить еще лет 10.

В позапрошлом октябре министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм во время конференции МАГАТЭ в Вашингтоне объявила, что Польше первая АЭС может обойтись в 40 млрд долларов. Министр энергетики тогда заявила: «Мы посылаем четкий сигнал России: страны НАТО едины в решимости диверсифицировать поставки энергоресурсов и противостоять попыткам России использовать энергоресурсы как оружие».
Так что проекты АЭС в Польше больше смахивают на пиар-ход и носят геополитический характер, направленный против России. Здесь мало экономики и много политики.
Второй проект Польши в области атомной энергетики — это соглашение Польской энергетической группы и частного энергетического концерна ZE PAK с южнокорейской компанией Korea Hydro & Nuclear Power о строительстве АЭС в Понтнуве в Лодзинском воеводстве. А возведение еще одной станции вместе с Южной Кореей также планируется в Лодзинском воеводстве. Там все три энергоблока, по предварительным расчетам, должны заработать в 2043 году.

Поляки в большинстве поддерживают строительство атомных электростанций в стране. А зарубежная реакция разная. В конце позапрошлого года четыре восточногерманские территории — Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Саксония, граничащие с Польшей, а также Берлин — выразили несогласие с «атомными» планами польского правительства. Они выступают за отказ от проекта. Министерство окружающей среды земли Мекленбург-Передней Померании направило свои возражения генеральному директору по охране окружающей среды Польши.

Австрийские власти заявили, что в соответствующих документах не было представлено достаточных доказательств безопасного обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами на АЭС.
16 февраля 2023 года во время пресс-конференции с журналистами Александр ­­Лукашенко заявил, что Беларусь не собирается возражать против строительства АЭС в Польше. Обратите внимание: европейские псевдопартнеры Варшаве отказывают в АЭС, а наш ­­Президент поддерживает соседей.

Вильнюс играет гранатой без чеки?

Игналинская атомная электростанция, расположенная на северо-востоке Литвы, вызывает все больше вопросов в части ее безопасности для нашего региона. Евросоюз принудил Литву отказаться от мощнейшего источника электроэнергии, который на пике своей работы покрывал почти 88 процентов потребностей Литовской ССР.
Сейчас станция остановлена, но не совсем ясно, что происходит с топливом и самой энергоустановкой. Кстати, после развала СССР закрытие Игналинской АЭС было одним из условий приема Литвы в Евросоюз. 31 декабря 2004 года остановили первый блок, а 31 декабря 2009‑го — второй.
Брюссель обещал выделить значительные суммы на закрытие АЭС, однако дал вдвое меньше обещанного. Общая стоимость работ по закрытию ИАЭС составляет 3,316 млрд евро, демонтаж первого реактора электростанции собираются начать в 2027 году, а второго — в 2029‑м, завершить все планируется в 2038 году. Интересно, что власти ЕС активно рассматривали вопрос утилизации (закапывания) радиоактивных отходов от Игналинской АЭС на границе с Беларусью.

Тема закрытия АЭС связана и с чередой коррупционных скандалов. За последние годы на Игналине сменилось несколько директоров, один из которых проходит по делу о незаконной продаже имущества станции.
Власти и жители Литвы не хотели закрывать станцию, поскольку понимали, что это приведет к росту цен на электричество. Евросоюз тогда развернул активную информационную кампанию для изменения общественного мнения в отношении АЭС. Но в действительности она не представляла опасности как Чернобыльская АЭС, несмотря на наличие такого же реактора RBMK-1500.
В октябре 2023 года пресс-служба демонтируемой Игналины сообщила о приобретении оборудования для защиты от дронов. Тема полного закрытия ИАЭС очень острая. Беларусь все эти вопросы волнуют, но Вильнюс с нами на контакт не идет. Эта станция может оказаться гранатой без чеки в руках слабых политиков Европы. Последние события на Запорожской АЭС (удары БПЛА по станции) прямые тому свидетельства.

На днях генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси назвал атаку беспилотников на Запорожскую АЭС необдуманным действием и призвал прекратить подобные акты в отношении данного объекта. Гросси отметил, что такие безрассудные действия увеличивают вероятность серьезной ядерной аварии на крупнейшей АЭС в Европе и являются нарушением основных принципов ее защиты. Эксперты агентства сообщили, что повреждения на шестом блоке не оказали влияния на ядерную безопасность.
АЭС — это не только экономика, но и политика и безопасность. Важно сделать все, чтобы атом оставался мирным и АЭС не использовались для политических манипуляций и в качестве боевых целей.
СПРАВОЧНО 

Реакторы Игналинской АЭС были модифицированы после чернобыльской аварии, что позволило сделать их более безопасными.


Во-первых, ИАЭС имела улучшенные системы охлаждения, что было важным фактором для предотвращения перегрева и сбоев в системах.

Во-вторых, в ходе модернизации были добавлены дополнительные системы контроля, это повышало уровень безопасности.

В-третьих, в отличие от Чернобыльской АЭС, у которой не было защиты в виде резиновой оболочки, ИАЭС была построена с такой защитой, что являлось дополнительным слоем безопасности.

В-четвертых, ИАЭС использовала графитовые стержни для управления реакцией, что считалось более предсказуемым методом, чем управление тепловыми стержнями, применявшимися в реакторах Чернобыльской АЭС.

ФАКТЫ

♦ Собственная АЭС для нас, белорусов, — неотъемлемая часть нашей суверенной экономики. Белорусская атомная электростанция позволяет заместить до пяти миллиардов кубометров природного газа. Годовая экономия затрат на топливо в белорусской энергосистеме — более 1,7 млрд долларов.

♦ Сейчас доля газа в топливно-энергетическом балансе страны постепенно снижается с 95 до 65 %.

♦ Атомная станция дала старт новой отрасли экономики, связанной с обслуживанием и эксплуатацией АЭС. При этом открылись уникальные специальности в белорусских вузах по подготовке требуемых высококвалифицированных кадров, активно развивается собственная наука в области ядерной физики.

♦ Благодаря относительно дешевой электроэнергии происходит повышение прибыли от реализации белорусской продукции. С момента ввода в эксплуатацию АЭС валютная нагрузка на экономику снизилась более чем на 700 млн долларов.

Алексей АВДОНИН, аналитик БИСИ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter