Как работают методы лечения иппо- и дельфинотерапией

Верхом к здоровью

Когда с ребенком случается беда, родители готовы на все. Врачи, лекарства, альтернативная медицина. Все популярнее становится иппо- и дельфинотерапия. Как работают эти методы и насколько они полезны, узнавала корреспондент «Р».

Покататься на Марусе Ваня приезжает дважды в неделю вот уже 10 месяцев.
Фото
Екатерины ПАНТЕЛЕЕВОЙ

Черноглазая Маруся — самый известный житель поселка Большевик Минского района. К ней едут и летят люди из Беларуси, России, Польши, Германии, Израиля и даже ЮАР. Каждому из них нужна помощь — и она готова подставить спину. Маруся — лошадь, катание на которой лечит. Более чем за восемь лет, столько ее хозяйка Елена Титовец занимается иппотерапией, они помогли сотням детей. Сейчас верхом на ней улыбчивый Ванюша. Впереди у него 30-минутное занятие, позади — четыре года жизни с ДЦП. Болезнь у мальчика первой степени тяжести: с рождения он ходит на цыпочках.  

Лошадь, которая везет пациента и его маму Наталью, шагает уверенно. «Такие занятия также подходят людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аутизмом, сколиозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, — по ходу перечисляет Елена Титовец. — Двигаясь, животное передает наезднику до 110 импульсов в минуту. Это нормализует мышечный тонус, помогает скоординировать движения».

«Брр» — короткая остановка. «Кладем ручки Марусе на голову и тянемся к ее ушам», — просит Елена. Ваня счастлив. Энергии у него хоть отбавляй, поэтому — руки в стороны, плечики вверх, поездка спиной вперед и животом на лошади — легко. В зависимости от диагноза Елена Титовец подбирает для каждого пациента индивидуальный комплекс упражнений. По образованию она психолог, до занятий иппотерапией более 15 лет работала в детском доме для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. 

Мы говорим, Маруся потихоньку идет рядом. Дама она в возрасте — ей 17 лет. Основные пациенты — дети с 4 месяцев до 14 лет. Бывают и люди в возрасте. Заниматься желательно 2—3 раза в неделю, не чаще чем через день. Но чудес никто не обещает. Ванюше, например, занятия помогают. «Приезжаем сюда по два раза в неделю уже десять месяцев, — придерживая сына, говорит Наталья. — Левая ножка почти полностью опустилась на пяточку, а над правой еще нужно работать». 

Вдалеке появляются мама с малышкой в розовой куртке. Это Анжелина, ей 6 лет. Опираясь на родительницу, она шагает по тропинке, хотя два года назад могла только ползать. Чуть позже мама Елена расскажет: «Эффект от занятий почувствовали через полтора года, когда дочка встала на ноги. Месяц не приезжали, были в лагере, она стала неспокойной». 

Маруся, кстати, — обычная домашняя лошадь. До иппотерапии помогала Титовцам в хозяйстве. При этом невысокая — в случае чего Елена легко может снять с нее пациентов-всадников — и терпеливая.

«Для иппотерапии стараются подбирать самок, которые уже жеребились. У них развит материнский инстинкт и к ребенку они относятся, как к своему малышу, — останавливается на некоторых нюансах Елена. — Седло, заметь, не используется. Вместо него — попона. На сеансах пациент и лошадь обмениваются энергией: животное забирает у человека все плохое. Бывает, после занятий со сложными детками на гриве у нее появляются седые волосы».

Конечно, Маруся не единственная в стране лошадь-доктор. Хотя сколько в республике иппотерапевтов, в Белорусской ассоциации верховой езды и иппотерапии сказать не берутся. Сами они подготовили человек 50—60. «Часто таким лечением занимаются обычные заводчики, — говорит Анна Антончик, инструктор по иппотерапии ассоциации. — Поэтому, доверяя малыша специалисту, поинтересуйтесь, есть ли у него диплом психолога, педагога или дефектолога, — он должен уметь работать с детьми. А также обратите внимание, придерживается ли он техники безопасности».  

*  *  *

«Дай» трехлетняя Лиза впервые произнесла неделю назад. После — «мама», «папа» и «баба»: это стало четвертым в ее жизни словом. У малышки синдром Дауна, и она почти не говорит. Каждый день родные девочки мужественно противостоят ее недугу: занимаются с ней дома, водят в образовательный центр и детский сад. Шесть дней назад у них появился помощник — дельфин. Дома после первого с ним занятия девочка и сказала: «Дай». Хотя сейчас Лиза не просит, а, наоборот, бросает мяч энергичному Хьюго. Несколько минут разминки на берегу, и вместе с тренером они опускаются к дельфину в бассейн.


Занятие с дельфином длится 25 минут.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Мы в дельфинарии «НЕМО» — единственном в стране месте, где вот уже четвертый год практикуют дельфинотерапию. Екатерина, мама Лизы, выглядит спокойной, говорит, глубины дочка не боится. «Во время занятий родители обычно никогда не заходят в воду с ребенком, — говорит Александра Шуляковская, дельфинотерапевт. — Даже с относительно тяжелыми подростками с ДЦП тренер старается работать сам. Так удобнее». 

До представления часов пять, но трибуны точечно заполняют взрослые с малышами. Детям от 2 до 14 лет. ДЦП, задержка речевого развития, неврозы — лишь часть преследующих их недугов. Большинство пациентов — аутисты. «Обычно сеанс начинается с изучения дельфина, ребенку объясняют, где у него глазки, дыхало. Как его правильно гладить, — продолжает Александра. — Вита, Хьюго и Геркулес — три наших лекаря, животные терпеливые. С детьми они работают уже восемь лет». 

Играя с дельфинами, дети повышают коммуникативные навыки, учатся говорить. Для многих из них дельфин — мотиватор к действию. Например, малыш плохо двигает руками, но ему так хочется бросить дельфину мяч, что он пересиливает свое «не могу». Хорошо влияют на пациентов крики животного, прикосновения к нему.  

Занятие длится 25 минут, курс включает десять сеансов. Тем, кто умеет плавать, предлагают экспресс из пяти. 

У шестилетней Майи аутизм. На воде она держится уверенно, но папа Адам все равно решил отработать программу полностью. Одевая малышку в гидрокостюм — их, к слову, выдают здесь же, — он рассказывает: «Проходить курс можно каждые полгода, поэтому мы здесь уже второй раз. После первых десяти занятий малышка стала более общительной и в то же время спокойной».

Часто мощный толчок случается недели через две после сеансов. «Родителям важно подхватить этот момент, начать активно работать с логопедами, дефектологами, психологами, — продолжает Александра. — Был у нас мальчишка-аутист, который не разговаривал. Во время занятий ничего не хотел делать, через полгода привезли его повторно, а он мне с порога машет: «Привет, Саша».

Для здорового человека такое приветствие, говорят в дельфинарии, — это мелочь. Для этих деток — огромное событие.

КСТАТИ

В Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов вот уже десять лет проводят занятия по канистерапии. Примерно раз в месяц 5—8 собачек сюда на день привозят кинологи МЧС. Большинство питомцев — лабрадоры.

panteleeva_katya@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter