«Великим артистам приезжать в Минск престижно»

В белорусской столице вновь ожидают мировых звезд...

Ростислав Кример вновь собирает звездных гостей. Действо готовится грандиозное.

С 4-го по 11 октября в Минске пройдет уже четвертый по счету Международный фестиваль Юрия Башмета. В белорусской столице вновь ожидают мировых звезд классической музыки и лучших представителей нового поколения талантливых исполнителей. О будущем музыкальном празднике для меломанов и знатоков мы беседуем с автором идеи фестиваля и его неизменным художественным руководителем, известным белорусским пианистом, лауреатом международных конкурсов, выпускником Высшей школы музыки Кельна и аспирантуры Королевской академии музыки в Лондоне Ростиславом Кримером (на снимке).

— Ростислав, до открытия фестиваля остаются считанные дни. Как говорится, забот полон рот?

— Это как обычно: чем ближе к началу, тем насыщенней работа, и последние дни самые напряженные. Ожидаем ведь около 300 человек, всех надо встретить, разместить, накормить. Глобальных проблем, слава Богу, нет. Разве что какие-то нюансы, детали, которые нужно выправить, чтобы все прошло без сучка и задоринки, ведь именно так мы стараемся провести фестиваль. Надеюсь, и в этот раз он пройдет на высочайшем уровне. А учитывая количество знаменитых людей, которые приедут в Минск, и наполнение концертных программ, думаю, наш фестиваль не уступит ни одному мировому музыкальному форуму ни по уровню организации, ни по художественной составляющей.

— Подготовка такого масштабного действа — дело не одного дня и месяца. Для этого вам, активно концертирующему музыканту, уже достаточно долгое время живущему в Германии, наверняка приходится значительно корректировать свои и жизненный, и гастрольный графики?

— Могу точно сказать, что в Минске я теперь провожу столько же времени, сколько и в Германии. А что касается концертных графиков, то на период подготовки фестиваля их приходится просто перечеркивать, что я и делаю вот уже четвертое лето. Вернее, сначала соглашаюсь, пытаясь выкроить свободное время, а потом отказываюсь, потому что это нереально. Вот и сейчас от выступлений в Париже пришлось отказаться…

— Не жалеете, что ввязались в такое хлопотное дело?

— Я вообще не склонен жалеть о сделанном. Потому что, принимая то или иное решение, отдаю себе отчет в том, чем придется пожертвовать ради достижения цели. К тому же создание этого фестиваля было моей собственной идеей. В ней я не разочаровался, работать над ее дальнейшим воплощением мне интересно. Приятно, что моя инициатива нашла поддержку на государственном уровне, создан республиканский оргкомитет по подготовке и проведению фестиваля. Кроме того, у меня есть ощущение, что делаю полезное и нужное дело. Ведь фестиваль Юрия Башмета дарит белорусским зрителям уникальную возможность соприкоснуться с настоящим искусством и творчеством великих музыкантов современности.

— Каждый год фестиваль удивляет зрителей чем-то особенным. Что приготовлено в этот раз?

— Наличие в программе концерта эксклюзивного, премьерного — концептуальный момент при подготовке каждого фестиваля. Например, в прошлом году это был концерт, в котором соединились классика с поп-музыкой, в позапрошлом — классика с джазом. В этот раз мы сконцентрируемся на опере и балете, отметив тем самым открытие после реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета. На его сцене покажем беспрецедентную программу — гала-концерт «Вечер Кармен». В первом отделении прозвучат фрагменты из знаменитой оперы Бизе в исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением маэстро Башмета и его солистов, артистов Белорусской и Баварской оперы.

А во втором отделении в сопровождении «Новой России» пройдет балет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Причем в классической постановке, которую вряд ли кто-то из белорусских зрителей мог видеть. Она была создана в Большом театре в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для блистательной Майи Плисецкой.

В Минске главную партию исполнит знаменитая Ульяна Лопаткина, ее партнерами на сцене станут солисты Мариинского и Большого академического театра России, балетная труппа оперного театра Украины.

Декорации везут из Киева. Словом, готовится грандиозное действо, требующее огромных усилий, но вместе с тем очень интересное и значимое для истории фестиваля и для всей культурной жизни нашей страны.

— Говорят, в качестве почетных гостей на «Вечер Кармен» прибудут Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

— Я бы не стал говорить об этом утвердительно. Но то, что они хотят приехать, — определенно. И это еще раз на днях в телефонном разговоре мне подтвердил Родион Константинович. Однако все зависит от многих факторов и прежде всего от состояния их здоровья. Одно внимание этих великих людей к фестивалю, по моему мнению, дорогого стоит.

— Кого еще ожидаете на фестиваль?

— Виктора Третьякова — блистательного российского скрипача и педагога, народного артиста CCCP, пианиста и композитора Василия Лобанова, известного во всем мире сольного исполнителя современной музыки, своей и своих современников, ученика Альфреда Шнитке и Дмитрия Шостаковича, друга Святослава Рихтера, Олега Кагана, с которыми он неоднократно выступал в ансамбле. Ожидаем Наталию Гутман — народную артистку СССР, профессора Московской консерватории имени П. И. Чайковского, лауреата многочисленных премий, репертуар которой включает в себя практически все значительные произведения, когда-либо написанные для виолончели. Приедет в Минск Димут Поппен — самая известная альтистка Германии. Участие в фестивале примут Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина, Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь под управлением Александра Анисимова, симфонический оркестр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

— На прошедшем Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» в этом году одной из самых обсуждаемых тем стало содержание райдеров исполнителей популярной музыки. Как обстоят дела с этим у звезд классической музыки?

— Для много гастролирующих артистов райдеры, конечно, имеют значение. Разумеется, речь не о безумных запросах, граничащих с абсурдом. Хотя в этом как раз и есть рекламный ход менеджеров и директоров артистов. Для них важно, чтобы мы с вами об этом говорили.

Что же касается бытовых райдеров музыкантов, приезжающих в Минск на фестиваль Юрия Башмета, то я их никогда не видел. Конечно, есть элементарные человеческие нормы поведения по отношению к знаменитым людям. Скажем, минеральная вода, чай, бутерброды перед выходом на сцену. Если этого нет, нас просто не поймут, но такого, чтобы все было расписано по пунктам и ассортименту продуктов, — нет. При этом, знаю, в других местах райдер может быть выставлен и, например, шампанское к трапу самолета может быть потребовано. Но не на нашем фестивале. Здесь царит другая атмосфера, сюда собираются друзья, которым не за чем что-то демонстрировать друг перед другом.

— А что скажете про гонорары?

— Я лично не занимаюсь обсуждением сумм гонораров с артистами. По решению оргкомитета фестиваля это делают залы, где проходят концерты. Моя же задача — художественное воплощение. Однако, как сопредседатель республиканского оргкомитета, я владею, конечно, информацией по этому вопросу и могу сказать, что гонорары не зашкаливают и, представьте себе, с каждым годом становятся меньше. Это нормально. Это означает, что рейтинг нашего фестиваля становится выше, и великим артистам приезжать сюда престижно. Как художественный руководитель фестиваля, после его завершения я всегда интересуюсь мнениями и впечатлениями о нем гостей, чтобы, если что-то не так, не повторять ошибок. Меня не может не радовать, что, например, такие выдающиеся музыканты, как Гидон Кремер, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, считают, что наш фестиваль не уступает по организации ни одному из тех, где они когда-либо выступали. Это очень высокая и приятная оценка.

— Одним из самых ярких событий прошлогоднего фестиваля стала предоставленная молодым белорусским музыкантам возможность сыграть на знаменитых скрипках Страдивари. Чем удивите сейчас?

— Уникальный проект подготовлен и в этот раз. В течение фестивальной недели в Минске будет работать «Молодежная музыкальная академия стран СНГ», которая соберет больше двадцати молодых талантливых артистов стран Содружества. Все это время они смогут участвовать в мастер-классах, которые проведут мировые знаменитости — участники фестиваля, а также получат бесплатные индивидуальные уроки у ведущих профессоров и музыкантов из Лондона, Москвы, Петербурга, Кельна, Мадрида.

Завершится проект большим концертом камерной музыки на сцене Белгосфилармонии, где молодые артисты выступят на одной сцене со своими педагогами.

— Вслед за Минском фестиваль по традиции отправится в Россию и Германию?

— Эта идея по-прежнему существует, работает, и концерты будут. Но в этом году мы решили больше сосредоточиться именно на Минске. И потому, что здесь становится очень масштабно. И потому, что чувствую, здесь это нужнее, полезнее для большего количества людей, здесь публика не так избалована концертами приезжих знаменитых артистов такого уровня. Наконец потому, что меня лично сегодня больше волнует то, что происходит с фестивалем здесь, в Беларуси, ведь я здесь родился.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter