Великая депрессия средних веков

Куликовская битва, отгремевшая 600 с лишним лет назад, продолжает потрясать умы.

Куликовская битва, отгремевшая 600 с лишним лет назад, продолжает потрясать умы. Лишь недавно удалось наконец доказать, что она на самом деле была. Причем не возле здания ЦК КПСС в Москве, как утверждают некоторые "специалисты", наводнившие книжные прилавки фолиантами в глянцевых обложках, и не Дмитрия Донского с... Дмитрием Донским, как гласит другая, мягко говоря, своеобразная теория, а, как положено, на Куликовом поле, причем, что странно, именно с Мамаем - международным террористом той поры, державшим в страхе не только русских, но и самого хана Золотой Орды, каковым был тогда Тохтамыш. Теперь выясняется, что подоплека сражения была чисто "шкурная", то бишь экономическая. Люди гибли за металл - и на Куликовом поле тоже, что приятно роднит давно минувшие события истории с нынешним днем.

Спусковым крючком для мыслительного процесса, в котором участвовала международная группа исследователей, в том числе российских, послужил тот странный факт, что человек, который должен был бы пуще прочих благодарить Дмитрия за ратный подвиг, а именно - хан Тохтамыш, вместо благодарности через несколько лет взял штурмом Москву, и уже Дмитрий Донской спасается от него бегством. Удовлетворившись видом горящего Кремля, Тохтамыш - что тоже более чем странно - уходит. И чего этому Тохтамышу вдруг вожжа под хвост попала? Мамай его унижал, из столицы изгонял, натравливал на него всяческий сброд, гулявший в степях и готовый на любые подвиги. Дмитрий же устроил Мамаю потерю лица, да так основательно, что бежавшего в Крым Мамая убили свои, не вынеся его скорбного вида. И где благодарность?

Историки ломали головы, и от этой ломки возникали все те сомнения, которые в конце концов привели к теории о фиктивности Куликовской битвы. Наконец, германские исследователи в союзе с нашими учеными впервые заглянули в бухгалтерию русских князей и ханов Золотой Орды... и поняли: между собой они воевали из-за денег. После кропотливых изысканий в итальянских архивах (итальянцы имели несколько торговых колоний на юге России и даже открыли биржу в Азове, а когда их выгнали, все документы забрали с собой) выяснилось, что разгром Мамая привел к резкому падению курса валюты Золотой Орды - серебряной денги. Он рухнул процентов на 20, что можно сравнить разве только с "великой депрессией" в США в 1930-х годах. Соответственно резко вырос курс русского рубля, который в то время представлял из себя не монету, а серебряный слиток весом около 200 граммов. Тохтамыш был, в принципе, благодарен русским, но его государство теряло в пересчете на современный курс сотни тысяч долларов ежемесячно, да и Русь перестала платить ему дань. Через 8 лет после Куликова поля благодарность повыветрилась, деньги улетали, а они были ой как нужны для войны с Железным Тимуром - еще одним "полевым командиром", который напирал с востока. Выхода не было: пришлось устроить погром в самом сердце России, пусть не слишком болезненный, но эффектный. В результате напуганная Москва снова стала отстегивать Тохтамышу "поминки", а проще говоря, дань, за счет чего в Орде провели денежную реформу. Курс денги был восстановлен. Тохтамыш сказал Дмитрию: "Извини, друг" (а может, даже "брат"), - и больше с Русью не воевал.

Справедливости ради надо сказать, что русские всячески способствовали дефолту в Орде, как свидетельствует об этом еще одна самая свежая археологическая сенсация, правда, не перешедшая пока что из разряда гипотез в список твердо установленных фактов. На Куликовом поле прошлым летом найдено немало монет совершенно дикого вида. Внешне они похожи на деньги Золотой Орды - арабские закорючки, замысловатые орнаменты (ордынцы были большими эстетами). Но на одной стороне имя, скажем, здравствовавшего тогда Тохтамыша, а на другой - титул давно умершего хана.

Выяснилось, что русские, захватив обоз Мамая, нашли в нем тонны серебра и полный набор монетных штемпелей, которые Мамай возил с собой, чтобы чеканить деньги. Мамай был простой парень, и, если ему не хватало валюты, он просто брал серебро и "делал бабки" в собственном шатре. Русские обрадовались и наштамповали море монет, но за незнанием языка брали штемпели какие попало, не разбирая, где лицевая сторона, где оборотная. Когда эти уродцы попали на рынок, для грамотных ордынцев шок был таким, как если бы мы сегодня обнаружили на долларовой купюре портрет Ленина. Возможно, это была не самая главная причина дефолта, но лыко явно попало в строку.

Кстати, внимательный читатель наверняка заметил, что монеты Золотой Орды мы в этой статье называем "денга", а читатель особо дотошный, сверившись с энциклопедией, отметит, что там эти монеты именуются "дирхем". Это не от нашей темноты, это - еще одна, третья, сенсация, преподнесенная недавними исследованиями. Как выяснили российские ученые, по крайней мере с конца XIII века основная серебряная монета Золотой Орды называлась именно "денга", как о том сообщают все те же генуэзские бухгалтерские книги, поднятые в итальянских архивах. Так же вскоре стала называться и русская серебряная монета - псковская и тверская денга. Произнося "деньги", благодарите Тохтамыша за то, что он обогатил наш словарный запас таким замечательным словом.

Но пришла пора сказать о том, кто же сделал все эти открытия. Я не случайно приберег оглашение списка лауреатов на конец статьи. Как ни удивительно, но на сей раз вклад в науку внесли не люди с регалиями, а по большому счету - любители, которые недавно провели под Саратовом первую в истории России международную научную конференцию. Сам факт, что "чайники" подняли голову и попытались заявить о себе, часть научной элиты России восприняла поначалу весьма нервно. Естественно, на эту, выражаясь современным языком, тусовку прибыли некоторые весьма уважаемые "профи", впрочем, лишь для того, чтобы, как признался один из астраханских археологов, "разорвать в клочки этих щенков". Но драки не получилось: напротив, уже в конце первого дня наблюдалось братание. Результат налицо - научные журналы вовсю пестрят броскими сенсационными заголовками. Что же до гостей из Германии и Голландии, которые и рылись в итальянских архивах, им общение с любителями не в диковинку: в Европе нет четкой грани между "академиком" и самоучкой - лишь бы человек был дельный.

Но вернемся к Дмитрию и Тохтамышу. Что же, как написано в одной древней книге, в мире нет ничего нового, и люди гибли за металл 600 лет назад, как и сейчас. В те же годы, когда русские бились с Мамаем, король, казалось бы, просвещенный европейский монарх, побывав с экскурсией в обсерватории, приказал перелить на монеты все приборы из цветных металлов. Возбужденный ропот профессоров он прервал короткой фразой: "Мне нужны деньги"...

 

АРСЮХИН Евгений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter