Ведущая «Нашего времени» Марина Лаврукевич – о президентском пуле, рождении дочери и белорусском паспорте

Марина Лаврукевич: «В итоговой программе надо подводить черту, делать безапелляционные выводы, а не водить вилами по воде»

В телесезон-2023/24 канал ОНТ вошел с козырей. Итоговой информационной программе «Наше время» всего три месяца, и внимание к ней только нарастает. Что бы ни происходило в мире и стране, зрители знают: все это будет в воскресенье в «Нашем времени». Ведущая проекта Марина Лаврукевич в журналистике почти 20 лет. Долгое время коллеги, друзья и телезрители знали ее под другой фамилией, но жизнь, как это часто бывает, внесла свои коррективы. Перемены произошли в том числе в августе 2020‑го, когда Марина получила белорусское гражданство. «Вернулась к историческим корням», — комментирует ведущая. После одного из эфиров «Нашего времени» мы поговорили с ней о работе в президентском пуле, рождении дочери и возвращении туда, где блестят объективы телекамер.


  — Сразу внесу ясность: я родилась в Новогрудке, белоруска по происхождению, как и родители. Лаврукевич — моя девичья фамилия. Я к ней вернулась. С синим паспортом и своей исконно белорусской фамилией у меня началась новая жизнь.

— А «Наше время» в ней как появилось?

— В феврале прошлого года я стала мамой самой чудесной девочки на свете. Ушла с головой в материнство, искренне радовалась: какое счастье, что в Беларуси декретный отпуск длится три года! Думала, наконец отдохну после почти 20 лет непрерывной работы на телевидении. Тем более мой руководитель Марат Марков поддержал идею не спешить с возвращением. Но с выходом в «большой свет» поспешила дочь: ровно в год своего рождения сделала первые самостоятельные шаги. И уже я не могла сидеть на месте. А на ловца, как говорится, и зверь бежит. Руководство ОНТ предложило вернуться в кадр. Если честно, было волнительно после стольких лет работы вне эфира. Ведь журналистика не езда на велосипеде: раз научился — и ноги всю жизнь помнят. Если несколько лет ты не пишешь, не берешь интервью, то теряется хватка. Так думала я. Но три богатыря — директор дирекции информационного вещания Андрей Мохор, первый зампред Дмитрий Бочков и председатель Марат Марков — заявили, что верят в меня. А у меня не было оснований им не доверять. ОНТ тогда готовился к запуску нового телепроекта. Так что у меня было меньше месяца, чтобы прийти в физическую и моральную форму. ­Потому что прекрасно понимала, какой кредит доверия получила от руководства и коллег.

— На работу вы вышли, когда дочери не исполнилось и двух лет. Успешная карьера и счастливое материнство — взаимоисключающие понятия?

— По большому счету профессиональных высот я достигла задолго до рождения дочери. И как это часто бывает, когда достигаешь цели, задаешься вопросом: а что дальше? В какой‑то момент наступило понимание: а ради кого я, собственно, всего этого достигла, если успех и разделить‑то не с кем?.. Конечно, совмещать работу и материнство непросто. Всегда есть риск где‑то что‑то упустить. К счастью, у «Нашего времени» трое ведущих, мы ведем эфир по очереди. Так что я не разрываюсь. Семья все понимает и поддерживает. Скорее всего, темп поменяется, когда дочь подрастет, пойдет в сад, а я выйду из декретного отпуска.

— Восемь лет вы были журналистом президентского пула. Чем вам запомнились те годы?

— Получилась любопытная ситуация: гражданка России, но при этом освещала деятельность ­Президента Беларуси. Коллеги постоянно шутили: «Так чьих ты будешь: их или наших?» Я отвечала: «Союзного государства». Так и повелось. Благодаря хорошему знанию географии России (а я пожила в разных регионах, поскольку отец был военным) практически все визиты российских делегаций к ­Президенту Беларуси освещала я. Трижды к Александру ­Лукашенко приезжал бывший губернатор Курской области, с которым я ранее работала. Первый раз, когда он увидел меня в зале как журналиста из команды ­Президента Беларуси, был приятно удивлен. 

Я давно не работаю в пуле, но все эти годы ­Александр ­Лукашенко был и остается стойким, принципиальным и несокрушимым лидером. При нем нам, журналистам, «плыть» не позволяла совесть. Тем более я как дочь военного привыкла к «жесточайшей дисциплине» в доме. 
Так что многие методы работы ­Президента мне по‑прежнему близки. В 2014 году даже получила из его рук Благодарность.

— Хорошо помню вас в должности директора дирекции продаж и маркетинга ОНТ. Но как произошел такой скачок: из репортеров в продюсеры и маркетологи?

— Если честно, идею создания продюсерской службы я вынашивала достаточно долго. Знала, как это востребовано на телеканалах за пределами Беларуси. И сама как журналист понимала: чтобы делать разнообразные сюжеты с интересными историями и людьми, нужны помощники. Когда идея обрела конкретные черты, предложила создать продюсерский отдел и сама же его возглавила. Мы сделали базу контактов: политиков, экспертов, руководителей министерств и ведомств, обычных граждан, которые становились героями наших сюжетов. География — весь мир. В помощь — мессенджеры и социальные сети. Задача продюсеров — находить героев и темы, предлагать информационной службе эксклюзивные материалы, заниматься аккредитацией съемочных групп и их подготовкой к зарубежным командировкам. Скажем, летит наша группа в Африку, а на месте все было готово: люди для интервью, объекты для съемок… Энтузиазм и неуемная энергия наших продюсеров зашкаливают. Журналисты знают: если нужно сделать крутой репортаж — это к продюсерам. А чуть позже, в 2018 году, Марат Серге­евич (Марков. — Прим. ред.) предложил мне возглавить дирекцию продаж и маркетинга. Аргументировал примерно так: мол, если ты можешь достать то — не знаю что и любого уговорить на интервью, то и деньги сможешь заработать телеканалу для создания новых проектов. В общем, команда была дана, значит, надо исполнять.

— Правду говорят, что любой крутой корреспондент может стать хорошим ведущим, но не каждый ведущий — крутым корреспондентом?

— Абсолютно точно. Период «говорящих голов» давно прошел. В России на многих федеральных каналах место классических, зачастую «гламурных» ведущих в студии заняли толковые крепкие корреспонденты. Вот и на ОНТ нам, корреспондентам, дали такую возможность. Итоговую воскресную программу у нас всегда вели исключительно мужчины. Впервые в «Нашем времени» эту роль доверили женщинам: мне и Анжелике Аверковой. Да, мы уже в том возрасте, когда розовые очки — это всего лишь артефакт на полке. Остались здоровый цинизм, принцип все ставить под сомнение и перепроверять факты. За чистоту информации в современных условиях стало сложнее бороться, всегда есть искушение обсудить что‑нибудь остренькое, сенсационное. Но в итоговой программе надо подводить черту, делать безапелляционные выводы, а не водить вилами по воде. Думаю, женский взгляд, присущие нам эмоции, чувственность, даже обостренное чувство справедливости привнесли в «Наше время» что‑то новое. Экспрессия в кадре — это мое естественное профессиональное состояние: боевое, уверенное, тем более за спиной колоссальная поддержка единомышленников. В «Нашем времени» стопроцентно авторская подача, но такой накал и темп — заслуга команды профессионалов. 

Посмотрите на техническое сопровождение эфиров: богатая инфографика, дополненная реальность, даже искусственный интеллект. 
Разумеется, все это украшает эфир, привлекает внимание аудитории, но первично все же слово. А сказать мне всегда есть что.

— Как в таком случае вы восприняли события 2020‑го, когда увидели по ту сторону бывших коллег?

— Мой отец — боевой офицер, прошедший Афганистан. Он всегда говорил: «Лучше худой мир, чем война». 
Беларусь — моя малая родина. И, даже прожив долгие годы вдали от нее, в нашей семье всегда ценили ­белорусские стабильность, спокойствие и порядок. Мы всем с гордостью говорили: мы белорусы. Но когда наступила угроза в одночасье раздербанить страну, которая одна из немногих на постсоветском пространстве оставалась оплотом мира и спокойствия, это было равносильно раздербанить наши души и веру. Обесценить существование семьи, моего рода. 
В августе 2020‑го я получила белорусское гражданство, по сути, присягнув на верность народу, стране и ­Президенту. Более того, я 16 лет в команде ОНТ. И ни разу не пожалела о своем выборе. Ни разу не возникло желания сменить канал или написать заявление на увольнение. Даже вслух такого не произносила. Часто в общении со старожилами смеюсь, мол, с ОНТ меня, наверное, вынесут только ногами вперед.

Учиться профессии Марина Лаврукевич начинала на факультете журналистики Алтайского государственного университета, а окончила журфак уже в Воронежском университете. Сразу после окончания учебы в 2002 году устроилась работать на телевидении в Курске, параллельно была собкором телеканала «ТВЦентр‑Москва». Сейчас получает второе высшее образование в Академии управления при ­Президенте по специальности «государственное строительство».
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter