Ведьма, летящая по волнам

Открывая новую рубрику, мы решили назвать ее "Кунсткамера" - по аналогии со знаменитым музеем в Санкт-Петербурге, в котором, по замыслу Петра Великого, должны были собираться и демонстрироваться для всеобщего обозрения раритеты, свидетельствующие о многообразии проявлений человеческого гения и человеческой культуры.
Открывая новую рубрику, мы решили назвать ее "Кунсткамера" - по аналогии со знаменитым музеем в Санкт-Петербурге, в котором, по замыслу Петра Великого, должны были собираться и демонстрироваться для всеобщего обозрения раритеты, свидетельствующие о многообразии проявлений человеческого гения и человеческой культуры. В "Кунсткамере" найдется место для всего - необычных судеб, "биографий" замечательных вещей, историй создания произведений искусства. Мы постараемся, чтобы в нашем газетном музее не было места только для скуки и серости. Мы очень надеемся, что наш читатель, как всякий любознательный посетитель музея, станет задавать нам вопросы, станет спрашивать и интересоваться вещами и явлениями необычными, а мы попробуем удовлетворить его любопытство.

Поговорим, друзья, о парусах...

Или лучше так: поговорим, друзья, о совершенстве, поскольку трудно мне представить что-либо более совершенное, чем "парус одинокий в тумане моря голубом".

Известный авиаконструктор Олег Антонов был уверен, что красивый самолет, самолет, нарисованный вдохновенной рукой, непременно полетит, поскольку совершенство линий предполагает и совершенство математики, совершенство аэродинамики... Красоту тянет к красоте, как деньги к деньгам.

Я осмелюсь предположить, что совершенство линий, совершенство замысла и воплощения предполагает и совершенство судьбы - вот такая мистическая канитель...

А тем, кто мне не верит, расскажу историю про "Катти Сарк" - самый совершенный и самый фантастический из парусных кораблей, придуманных и построенных человеком.

Рождение "ведьмы"

Джон Виллис к зениту жизни, когда набил мошну на дальних морских перевозках, когда имел собственную флотилию судов, которые ходили под его флагом и удачно фрахтовались другими морскими грузоперевозчиками, решил осуществить предприятие, которое не давало ему покоя всю жизнь, - решил построить судно-мечту, судно, которое было бы лучше всего, что построено человеком за всю историю его плавания под парусами.

Однажды в торговой поездке в Австралию он встретился в океане с американским барком "Ариэлем", безусловно, самым быстрым парусником того времени, который держал абсолютный рекорд скорости в плавании под парусами - 21 узел или, по-нынешнему, около 40 километров в час.

Они шли параллельными курсами, имея ветер бакштаг правого галса, то есть практически попутный, дувший в корму справа. Ветер был очень крепкий, настолько крепкий, что капитан грузовика, на котором совершал путешествие Джон Виллис, вынужден был из осторожности взять рифы на гитовы. "Ариэль" возник из облачной дымки и, неся на себе всю свою немыслимую парусину, поставив лисели и "лунные" паруса, обошел попутный грузовик, как стоячий, и исчез впереди, где закручивалось ведьмино варево тайфуна, нисколько не опасаясь стихии, словно сам был порождением этой стихии, более того - наследным ее принцем.

Джон Виллис обратился к шотландским судостроителям Скотту и Линтону из Думбартона с заказом на постройку клипера, который смог бы бить все рекорды скорости на чайных трассах, то есть на трассах, которыми перевозился дорогой по тем временам продукт - чай - из Шанхая в Лондон.

Джон Виллис мечтал о победах. Он хотел иметь судно, которое стало бы легендой и жило в преданиях. Он придумал ему имя, которое было странным и непонятным для тех, кто не родился среди вересковых пустошей Шотландии, - "Катти Сарк", или "Короткая Рубашка". Так прозвали юную и обольстительную шотландскую ведьму Нэнн Катти Сарк - Нэнн Короткая Рубашка. Ведьму-соблазнительницу, ведьму-плясунью, ведьму, которой подчиняются и люди, и стихии.

В 1869 году "Катти Сарк" впервые омочила босые ноги в морской воде. Она осторожно коснулась ее своими бортами, набранными из тика и горного вяза. Прислушалась к тихому плеску океанской прохлады, мягко разрезала волну своим острым форштевнем и заскользила по пенным валам - легкая и игривая, послушная и своевольная. Юного Дика Вуджета, известного среди моряков своим мужеством и отчаянной смелостью, Джон Виллис, невзирая на его молодость, назначил капитаном "Катти Сарк", тем самым соединив судьбы моряка и судна на долгие годы. Более двадцати лет не спускался Ричард Вуджет с капитанского мостика своей возлюбленной "ведьмы", понимая ее, как только любовник может понимать свою возлюбленную, зная каждую ее прихоть и доверяя ей безмерно, как может доверять своей супруге муж, проживший с ней в ладу и согласии не один десяток лет.

Слава "Катти Сарк" и ее капитана Ричарда Вуджета, гремевшая по всему миру, в котором дуют ветры над хлябями, по всем тавернам, в которых матросы, оглохшие от рева штормов, смывают с луженых глоток морскую соль черным гиннессом и золотистым ромом, была ошеломительной.

Много раз "Катти Сарк" выигрывала голубую ленту в гонке Шанхай - Лондон. Когда она входила в устье Темзы, отзвенев своим лагом тысячи океанских миль, вся лондонская торговая, морская и праздношатающаяся публика выходила на набережную, чтобы не упустить это невиданное по красоте и величественности зрелище - швартовку самого знаменитого парусника всех времен и народов, ибо уже тогда было ясно - этому судну предопределена судьба неслыханная, трагичная и романтическая.

Последний танец "ведьмы"

В богатой истории "Катти Сарк" после смерти Джона Виллиса (а его наследники продали знаменитый клипер в Португалию, поскольку экономическое соревнование с пароходами парусным флотом было окончательно проиграно) должен был произойти еще один случай, который подтвердил необычность ее судьбы.

"Катти Сарк", купленная торговым домом "Феррейра и Ко", бороздила моря под командованием совладельца фирмы, понимавшего толк в ветрах и парусах, капитана Ферейры. "Катти Сарк" не утратила ни своей юношеской стройности, ни шотландской стремительности. Правда, возила она уголь из портов Англии во французские порты. Шел 1915 год, мир был объят пламенем войны и на трассах между Англией и Францией было небезопасно из-за немецких субмарин.

Однажды капитан Ферейра увидел в бинокль полузатопленный британский корабль. Корма ушла под воду, а нос как-то нелепо и беспомощно указывал в зенит, демонстрируя покрытое ржавчиной днище. Видимо, носовые переборки еще не лопнули под давлением воды, и судно сохраняло плавучесть. Как долго это могло продолжаться - никто сказать не мог бы.

Капитан Ферейра положил "Катти Сарк" в дрейф и, рискуя задеть реями борта гибнущего корабля, осадил свой парусник кормой вплотную к терпящим бедствие. С парохода спросили в мегафон: "Сколько людей сможете принять на борт?" Ферейра мысленно обшарил все свободные закутки "Катти Сарк" и ответил: "Около семисот!.."

Первыми приняли на борт раненых, потом женщин, после этого английский капитан скомандовал: "Теперь - молодежь!"

"Катти Сарк" заметно осела, ее ватерлиния ушла под воду. Англичанин махнул рукой: "Отваливайте!" - и взял под козырек, отдавая должное чести и храбрости португальских моряков.

Не успел знаменитый клипер пройти и пары миль, как из серого чрева Атлантики поднялась хищная рубка субмарины. Пираты не спешили, они, видимо, пожалели тратить на парусник торпеду и решили расстрелять безоружный корабль из пушки. С субмарины просигналили с требованием остановиться. Но Ферейра только сделал вид, что собирается лечь в дрейф, на самом деле, погнав всех свободных матросов на реи, он с замиранием сердца наблюдал за темнеющим на горизонте небом. Он не ошибся! Все духи моря, все боги ветров и повелители шквалов собрались в этот момент в этом месте океана, чтобы уберечь, спасти свою любимицу... Шквал сорвался неожиданно, как это бывает только в Бискайском заливе. Ферейра отдал команду, которой никак не могли ожидать немецкие подводники. Он приказал ставить все паруса - и "Катти Сарк", поймав шквальный ветер в свои белоснежные полотнища, продемонстрировала всю свою резвость. Поднявшееся волнение мешало немецким артиллеристам вести прицельный огонь, шквал валял лодку с борта на борт. Снаряды пролетали мимо, и только пулеметная очередь, выпущенная вдогонку "шотландской ведьме", хлестнула по бортам, по капитанскому мостику, чтобы оборвать жизнь капитана Ферейры, который вверил "Катти Сарк" судьбы 700 моряков и не ошибся, потому что не могла "Катти Сарк", отчаянная и отважная, верная и благодарная, не отступавшая перед опасностями, привыкшая к победам и славе, подвести своего капитана в этот его и ее звездный час.

Она ушла от субмарины, ушла в туман и мрак атлантического шквала, ушла, оставив ошеломленных пиратов в тягостном недоумении: кого же это они встретили на своем пути, кто смог, не убоявшись жуткого шквала, а наоборот, воспользовавшись его неожиданным, стремительным порывом, подняв все паруса, раствориться в нем, как растворялся в бурном океане легендарный "Летучий голландец"!

P.S. В 1922 году в портовом ресторане Фальмута, излюбленном месте сбора капитанов, вернувшихся после океанских скитаний, собралась странная шумная компания. Здесь были англичане и норвежцы, испанцы, французы и американцы. Они громко обсуждали появление в порту грязной, ободранной баркентины. Странно, но судьба этого неказистого судна вызвала немалый ажиотаж среди "моряков летучей рыбы" (так называют моряков, плавающих в океанах, где только и водятся летучие рыбы). Они дождались, пока в зал вошел капитан Доумен и просто сказал: "Я только что купил ее!.." Знаменитые капитаны узнали в баркентине-замарашке знаменитую "Катти Сарк".

Там же, в фальмутском портовом кабаке, был составлен международный морской консорциум по восстановлению "Катти Сарк", которая и была восстановлена в том виде, будто только сошла со стапелей верфи Скотта и Линтона в Думбартоне. Потом, в конце 30-х годов, вдова Доумена подарила "Катти Сарк" Темзинскому мореходному училищу в Гринвиче, и морские кадеты в 1938 году пригласили первого капитана "Катти Сарк" Ричарда Вуджета совершить на ней последнее плавание вокруг Англии. Так и закончили они свою морскую судьбу - судно и его капитан почти через 70 лет после того, как впервые вышли в море, связав свои судьбы морским узлом. А в 1952 году "шотландская ведьма" была поставлена в сухой док, над которым выше клотика ее грот-мачты был сооружен стеклянный купол.

Так и стоит она сейчас там как памятник человеческому гению, отваге и чести. Как утверждение того, что великие творения человека обладают собственной необычной судьбой, отмеченной Провидением.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter