Вечность под прицелом

Готовы ли историки к лазерной атаке Несмотря на засекреченность информации, мало кто оставался в неведении, чем именно советские военные были обязаны отечественным физикам.
Готовы ли историки к лазерной атаке

Несмотря на засекреченность информации, мало кто оставался в неведении, чем именно советские военные были обязаны отечественным физикам. Но если тогда наши ученые способствовали развитию искусства политического, сейчас они обслуживают искусство, свободное от каких бы то ни было уточняющих характеристик. Чистое искусство.

Технологии, собственно, остались прежними. Но цели за последние 15 лет сильно изменились. К примеру, раньше при бомбардировке тугоплавких материалов пучком лазерного излучения исследовалась возможность поражения наших атомных реакторов из космоса (Америка тогда активно блефовала о наличии в своем арсенале лазерного оружия). А теперь лазер все чаще направляют на старинные картины и по анализу химических испарений определяют не только возраст и происхождение анонимных полотен, в изобилии хранящихся в запасниках музеев, но даже имена неизвестных живописцев, что, возможно, грозит не одним потрясением мировому искусству.

До сих пор разгадка "биографии" произведения искусства была делом длительным, мучительным и травматичным: для большей достоверности требовалось большее количество исследуемого материала. Иными словами, картину немилосердно скоблили. А при спектральном анализе поражается настолько малый участок живописного полотна, что обнаружить это "выжженное поле" потом невозможно даже при помощи лупы. Потому что при лазерной вспышке испаряется всего одна миллиардная доля грамма краски и фрагментов холста, но при этом с максимальной точностью выявляется весь "букет" химических веществ, о чем искусствоведы еще недавно даже мечтать не могли: обычные методы давали только приблизительные результаты. Если принять во внимание, что в истории искусств точно зафиксировано, когда и где появлялись определенные краски, состоявшие из известных химических элементов, а также нередко и "химическая" палитра художников, то сказанное выше уже не звучит так фантастично, как поначалу. И на перспективное сотрудничество с Институтом молекулярной и атомной физики Национальной академии наук рассчитывает не только Национальный художественный музей, но также искусствоведы Амстердама, Пизы, Афин, Гераклиона.

Масштабные исследования в области искусства пока только начинаются. Координатором подобных исследований в мировом масштабе выступает критский ученый Деметриос Англос, близкий друг доктора физико-математических наук Сергея Райкова. Но отнюдь не их дружеские связи поспособствовали началу совместного изучения нашими и западноевропейскими физиками археологических находок и проведению микроанализа проблемных картин из всемирно известных галерей. Хотя с гораздо большим трепетом Сергей Николаевич, руководитель этого проекта, относится к будущим открытиям в отечественном искусстве и археологии. Сейчас в фондах Национального музея хранится около 30 процентов неопознанных картин. Но исследовать посредством лазера можно не только секреты средневековых живописцев.

- Некоторые ученые считают, что технологический уровень древних белорусских княжеств по сравнению с Киевской Русью и Византией был очень низким, но это спорный вопрос, - говорит Райков. - Первые предметы, которые мы начали исследовать, - стеклянная бижутерия, найденная на территории Беларуси и датируемая ХI веком. Есть основания полагать, что она не была завозной. Мы получили сенсационные результаты - химический состав этих изделий настолько богатый, что превосходит аналогичные образцы из других регионов!..

Технологический уровень развития народа принято определять и по оружию. В скором времени наши ученые рассчитывают установить, принадлежит ли местным мастерам найденный недавно в районе Березины так называемый меч викингов - самая древняя из аналогичных находок в Западной Европе.

- Не менее важно определить, в каких условиях жили наши предки, причем не только в момент возникновения государственности, но и намного раньше, - считает Сергей Николаевич. - Кости людей и животных накапливают в себе информацию не только о характере питания живого организма, но и о состоянии биосферы, литосферы во время его жизнедеятельности. Наконец-то мы сможем узнать, приходилось ли древним белорусам переживать более ранние "Чернобыли", другие экологические катастрофы и как они справились с этим... Кстати, программа, в рамках которой Академия наук собирается начать подобные исследования в начале следующего года, уже утверждена Советом Министров.

Итак, в мире появился ключ к множеству ребусов прошлого. Очевидно, что сюрпризы ожидают не одних лишь искусствоведов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter