Премьера в Молодечно «Несколько пролетов вверх» ставит вопрос о цене жизненного успеха

Вечер перестает быть томным

Денис Нупрейчик в последнее время в белорусском театре работает редко — сейчас его, видимо, больше привлекает кино. Тем не менее театралы все же запомнили Дениса Вадимовича как крепкого и мастеровитого режиссера, не уходящего демонстративно в ребусы и символы, а готового предложить зрителю внятную, хорошо выстроенную историю. Впрочем, не лишенную всполохов театральной магии, которая не всегда поддается анализу.
Фото представлено Минским областным драматическим театром

Режиссер Денис Нупрейчик умеет работать с актерами — точно, деликатно, подробно. Чего порой сегодня так не хватает. Актера иногда подавляют жестким концептуализмом, холодной системой знаков или многозначительных символов. Зачастую ему порой негде показать, что он, собственно, умеет. Актер превращается в табуретку, пусть и из современного европейского интерьера, а не общаги. Превращается лишь в функцию, а не в звено всей цепи. От современных режиссеров актеры все чаще слышат: “Мне не нужен здесь психологический театр! Пойдите туда, станьте там...” Еще хуже, когда режиссеры увлечены так называемым документальным театром, который совсем не в нашей традиции и удачных попыток в этом жанре у нас совсем мало. Делать “как в жизни” наши актеры совсем не умеют, получается из рук вон плохо. Но такова профессия. “Не знаю более зависимой”, — вздыхал в недавнем интервью актер Алексей Чадов. Нужно уметь подчиняться и скромно стоять в углу. Нупрейчик же идет от актеров. А могло ли быть иначе, если он — ученик Бориса Ивановича Луценко?

До сих пор считаю постановку Дениса Вадимовича “Королева красоты” по пьесе Мартина Макдонаха в Новом драматическом театре одной из лучших в Беларуси. Тогда он работал главным режиссером этого коллектива. И не побоялся обратиться к драматургии одного из самых знаменитых интеллектуалов Америки — Вуди Аллена. Его ретродрама — “Шанс, которого ждешь всю жизнь” — типичный американский “сюжет воспитания”, который отзывался в славянской душе невероятно щемящими нотами.

Были у Дениса Нупрейчика и успешные театральные постановки по Алексею Арбузову, Андрею Макаенку, другим авторам. Теперь он радует своих почитателей редкими спектаклями в Молодечно — в Минском областном драматическом театре. Что ж, театр уютный, коллектив талантливый, директор Юрий Кривенький — профессионал своего дела, худрук Валерий Анисенко фонтанирует идеями. Однако для такого режиссера, как Нупрейчик, королевство все-таки маловато, разгуляться ему там негде. Считаю, что столице упускать из вида такого режиссера — непростительная ошибка.

Недавно в Минском областном драматическом театре состоялась премьера трагикомедии “Несколько пролетов вверх” по пьесе Родиона Овчинникова в постановке Дениса Нупрейчика. Родион Овчинников — человек и автор, известный в российских театральных кругах. Актер, педагог, драматург — талант его многогранен. Широкий зритель может его знать по роли одного из учеников (а конкретно Жоры Ландыса) из знаменитой картины Юрия Кары “Завтра была война” по сценарию Бориса Васильева.
“Несколько пролетов вверх” — несомненная удача молодечненского коллектива. Играть этот спектакль можно и нужно чаще. И не только под Новый год.
Российская версия пьесы Овчинникова “Несколько пролетов вверх” хорошо известна театралам под названием “С наступающим...”. Спектакль идет в театре “Современник”, главные роли в нем исполняют Сергей Гармаш и Игорь Скляр. Какое-то время партнером Гармаша здесь был Леонид Ярмольник. Но он ушел из спектакля и реализовал независимую постановку по этой пьесе, разыграв ее с другим звездным актером — Николаем Фоменко.

История эта будет интересна прежде всего зрелым людям, у которых уже есть за плечами свои потери, ошибки, “взлеты и падения”, как пишут в таких случаях. Сюжет пьесы составляет неожиданная встреча под Новый год двух бывших однокурсников театрального института. Один — известный телеведущий и продюсер Кирилл Цандлер. Второй — Михаил Громов, у него сплошные “елки”, и в профессиональном плане похвастаться особо нечем. 

Бывшие однокурсники задумываются и о цене успеха, и о призрачности всех прельщавших их миражей. А когда выясняется, что и влюблены они всю жизнь в одну и ту же женщину, вечер перестает быть томным. 

Актеры Алексей Карпец в роли Цандлера и Вячеслав Сикора в образе Громова хорошо чувствуют друг друга и взаимодополняют. Интересен актер Валерий Новик в роли Человека (бомжа). Это настоящее открытие спектакля: в какой-то момент из непривлекательного асоциального элемента вдруг выглядывает ангельский лик. 

Признанный мастер Сергей Корзей в роли соседа Бельского подкупает своей органичностью и врожденной интеллигентностью. Молодая пара — Светлана (Екатерина Понедько) и Толик (Валерий Бабкин) — разыгрывает перед зрителем всю амплитуду чувств первых серьезных отношений. Борис Донин в роли Ветерана сдержан и суров, даже во время новогодних праздников.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter