Какие решения приняты в Ереване во время Евразийского межправсовета

Важные решения для общего дела

Льготное финансирование промкооперации, новые импортозамещающие проекты и эксперимент по использованию электронных навигационных пломб: какие решения приняты в Ереване во время Евразийского межправсовета

На прошедшем в Ереване заседании Евразийского межправительственного совета в очном формате с участием Премьер-министра Беларуси Романа Головченко главы правительств интеграционного объединения рассмотрели 23 вопроса. Все имеют важное практическое значение для «пятерки». В непростых условиях на внешнем контуре участники заседания уделили особое внимание вопросам промкооперации и импортозамещения.


Драйвер союза

Среди наиболее значимых решений, принятых главами правительств, выделим согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации. К слову, к такому компромиссу страны пришли впервые за десять лет существования ЕЭК. Причем финансирование станет происходить за счет дополнительно сформированных бюджетных средств союза. Как отметил председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, промкооперация — это не просто взаимная поставка сырья, комплектующих, промежуточных товаров: речь идет о совместных интеграционных проектах.


— Намечены также источники финансирования, которые будут направлены на субсидирование процентных ставок по кредитам, определяемых для бизнес-сообществ для реализации этих проектов. Это фактически новая страница нашей интеграции. Вопрос будет выноситься на заседание Высшего Евразийского экономического совета, чтобы ЕЭК вместе с правительствами имела возможности направлять определенные суммы на поддержку кооперационных проектов. Речь идет о десятипроцентных отчислениях от антидемпинговых и иных защитных пошлин, которые формируются в ЕАЭС. Ежегодно такая сумма составляет от 190 до 230 миллионов долларов в эквиваленте, и 10 процентов от этих отчислений может направляться на поддержку проектов за счет удешевления, субсидирования процентных ставок, которые не должны будут превышать ключевую ставку, — заявил Михаил Мясникович.

Согласно принятым документам для дальнейшей организации работы государства — члены ЕАЭС подтвердили необходимость разработки единых правил и приоритетов по финансированию кооперационных проектов.

— Главы правительств стран Евразийского экономического союза поддержали необходимость наделения комиссии новыми полномочиями для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами и оказания финансовой поддержки. При этом ключевыми приоритетами для нас являются: участие в проекте трех и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовая эффективность и устойчивость, рост объемов взаимной торговли и инвестиций, — подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.


В соответствии с планами дальнейшей работы в этом направлении в течение 2023 года будут рассмотрены вопросы о новых полномочиях ЕЭК, разработке и принятии порядка финансирования, утверждении единых критериев и отраслей для реализации кооперационных проектов, детальном механизме финансирования и ряд других.

— Это позволит нам перейти на новый уровень интеграции в реальном секторе экономики, — подчеркнул министр ЕЭК.

Кроме того, Евразийский межправительственный совет принял распоряжение, согласно которому компании заинтересованных стран ЕАЭС получат доступ в российскую промышленную зону Суэцкого канала в Арабской Республике Египет на равных условиях с российским бизнесом, включая доступ к создаваемой инфраструктуре и остальным условиям работы. Уполномоченные органы Российской Федерации при участии Евразийской экономической комиссии проведут презентацию для властей и компаний из стран ЕАЭС и проинформируют об осуществлении деятельности на территории промзоны.

— Применение совместных мер по развитию экспорта предусмотрено Договором о ЕАЭС. В дополнение Стратегией до 2025 года закреплено расширение совместного использования зарубежной экспортной инфраструктуры, — отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. — Кроме того, получит развитие ко­операция между предприятиями Союза, что также окажет содействие решению приоритетных задач в рамках Евразийского экономического союза, — добавил Андрей Слепнев.

Ставка на свое

Евразийский межправительственный совет рассмотрел также доклад о совместных проектах по импортозамещению, осуществляемых государствами — членами Евразийского экономического союза. В 2021—2022 годах в ЕАЭС реализовано 25 проектов на 20 миллиардов долларов в эквиваленте в автопроме, станкостроении, электротехнике и ряде других отраслей. Информация об этих проектах структурирована в Карте индустриализации ЕАЭС, являющейся промышленным информационным ресурсом, размещенным на сайте интеграционного объединения.

— У нас просматриваются серьезные возможности для углуб­ления интеграционного сотрудничества по импортозамещению в промышленности, — отметил министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян. — Согласно Карте индустриализации ЕАЭС по более чем 50 проектам либо есть прямая заинтересованность в интеграционном сотрудничестве, либо производители нацелены на осуществление поставок продукции в страны союза.

Уже реализуются шесть проектов с интеграционной составляющей в автопроме, химической и электротехнической промышленности, а также в сфере производства лесозаготовительной техники. Это, например, белорусско-российский проект по производству харвестеров, форвардеров, трелевочных машин и лесопогрузчиков в Карелии и казахстанско-российский проект по выпуску минеральных удобрений и разработке месторождений Каратау-Жанатасского фосфатного бассейна.

— Развивая кооперационные связи наших производителей, мы должны принимать во внимание их отраслевую специализацию, научно-технические и производственные возможности. Основополагающим фактором развития импортозамещения в союзе видится развитие научно-технической базы по импортозависимым направлениям, — подытожил министр ЕЭК.

Цифра в помощь

Евразийский межправительственный совет также поручил провести эксперимент по использованию электронных навигационных пломб при перевозках товаров железнодорожным и автомобильным видами транспорта во взаимной торговле России, Казахстана и Кыргызстана. Премьер-министры стран Евразийского экономического союза поручили правительствам стран «пятерки» рассмотреть возможность участия органов по аккредитации в региональной организации по аккредитации и оказать содействие уполномоченным органам сторон в решении организационных, финансовых вопросов по ее созданию и функционированию. Эксперты отмечают: создание такой организации будет способствовать сближению процедур аккредитации в союзе для повышения доверия к результатам оценки соответствия продукции и защиты общего рынка ЕАЭС.

Кроме этого, она может стать одним из действенных инструментов по предупреждению установления технических барьеров в торговле с третьими странами, а также позволит создать условия для наращивания экспорта союзных товаров на рынки стран СНГ и стран дальнего зарубежья.

К слову, о барьерах. Главам правительств стран ЕАЭС во время заседания ЕМПС представлена информация о ситуации по устранению препятствий на внутреннем рынке союза, которых сейчас 48. ЕЭК совместно со странами ЕАЭС ведет работу по упреждению появления новых препятствий путем реализации мероприятий по совершенствованию работы по устранению барьеров и максимальному сокращению изъятий и ограничений. Об итогах реализации мероприятий планируется информировать глав государств в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Дополнительно правительствам стран союза поручено завершить устранение имеющихся барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС не позднее I квартала 2023 года.

Обсудить выполнение данных поручений главы правительств смогут в начале февраля следующего года в Алматы, где намечено проведение очередного заседания Евразийского межправсовета.

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь ПЕТРИШЕНКО рассказал об итогах обсуждения ключевых вопросов интеграционной кооперации:


— Ключевой вопрос, по которому дискутировали главы правительств, — практический запуск механизма финансирования кооперационных проектов с привлечением институциональной структуры ЕЭК. Она будет выступать своеобразным арбитром: определяет, является ли кооперационный проект евразийским, задействованы ли там минимум три страны ЕАЭС. В работу включаются национальные институты развития, поддержки и финансирования, а также так называемый фонд субсидирования процентной ставки из бюджета ЕАЭС. На данном этапе отрабатывается вопрос о том, чтобы 10 процентов антидемпинговых таможенных пошлин не оставались в фонде, а шли на субсидирование кооперационных проектов. Помимо этого, белорусская сторона предложила в контексте климатической повестки создание евразийского электробуса. Мы внесли соответствующие предложения. На площадке «Белкоммунмаша» специалисты уже провели серии консультаций. Инвентаризируем возможности предприятий государств союза, чтобы у нас был свой технологический суверенитет в рамках ЕАЭС и мы не зависели по электротранспорту от внешних рынков.

Также на мероприятии главы правительств подробно рассмотрели вопрос цифровизации процессов. Мы обсудили движение так называемых технологических информационных платформ, которые обеспечивают интеграционный процесс. Для этого направления также выделяются средства, есть позитивное движение в части оцифровки процессов, в том числе субконтрактация наших товаров, электронные платформы. В практической плоскости запускаем пилотный проект, который предусмотрен в рамках подписания соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок. Будем апробировать его для снятия барьеров по экспортным поставкам лесоматериалов на рынки третьих стран через Россию.

anufrieva@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter