Важное дело

Новые штрихи к портрету потребительской кооперации

Новые штрихи к портрету потребительской кооперации


Реформировать большую структуру всегда сложно. Речь о наследии советских лет — системе предприятий Белкоопсоюза. Критических стрел в адрес этой махины не метал только ленивый. Но вместе с тем даже самые последовательные критики признают: потребкооперация нужна. Кто же еще, кроме автолавок райпо, повезет продукцию в отдаленные деревушки, в которых все население — двадцать–тридцать пенсионеров? Да и те производители, которые жалуются на неповоротливость потребительской кооперации, отмечают: без этой сбытовой сети лишились бы солидного процента реализации.


Но в актив потребкооперации можно записать не только «социальность» и поддержку национального производителя. Разветвленная система не просто существует, пользуясь своей незаменимостью, — она развивается. На примере Логойского райпо корреспонденты «СБ» убедились, что скудный ассортимент, низкая санитарная дисциплина, хроническая убыточность — это, скорее, остаточный образ, вчерашний день нашей потребительской кооперации. Сегодня стиль ее работы меняется в лучшую сторону.


Что в ассортименте?


Универсам «Замковый» в Логойске открылся меньше года назад. Просторный, чистый, современный магазин заменил архаичные продмаг и «Кулинарию». Без всякого намека на пафос можно утверждать: «Замковый» ничуть не уступает не только минским универсамам, но и европейским «маркетам». Новейшее оборудование: рефрижераторы, компьютеризированные кассовые аппараты, видеокамеры, противокражные ворота... Широчайший ассортимент товаров: от дешевой сельди до красной икры, от традиционной белорусской консервации, горошка, овощных закусок, до деликатесных белых грибов... Впечатлило и разнообразие алкогольной продукции. В продаже не только плодово–ягодные вина и водка, но и шотландские виски и итальянские ликеры. Есть и такие товары, которые в традиционных европейских магазинах вряд ли найдешь. Например, сало. Замечания населения были учтены. Популярный в Беларуси продукт появился на прилавках предприятий райпо.


«А посмотрите, какой у нас кондитерский цех. В «Замковом» круассаны, торты, пирожные — все собственного производства. И цены получаются ниже, чем если бы мы везли эту продукцию с хлебокомбинатов», — обращает внимание председатель Логойского райпо, член Совета Республики Ирина Парахневич. Сладости, приготовленные на современном оборудовании, действительно выглядят аппетитно. Популярностью у покупателей пользуются и приготовленные в «Замковом» салаты, драники, блинчики, котлеты...


Шведский опыт


Что еще зацепило внимание в универсаме? Грамотная выкладка товаров, продуманные рекламные указатели. Современный термин «мерчандайзинг» в Логойском райпо научились не только выговаривать, но и наполнять реальным содержанием. Даже «мертвая зона» — прилавок с безликими солянками и закусками (к сожалению, как–то уж очень неспешно модернизируются некоторые наши консервные заводы) — и та благодаря выгодному расположению у кассы пусть не шибко, но продается.


Как покупателям нам пришелся по вкусу и подход к расфасовке товара. Скажем, потянуло на сладкое, но брать целую коробку конфет нет желания или дорого. В «Замковом» на этот счет позаботились. Кондитерскую продукцию можно купить на развес, столько, сколько захочется.


«Признаемся, многое мы позаимствовали у наших шведских коллег–кооператоров во время поездки в эту скандинавскую страну», — приоткрыл секрет начальник управления торговли и общественного питания Белкоопсоюза Павел Кохно. Кстати, представители шведской потребкооперации не так давно приезжали в Беларусь. Посетили «Замковый», дали несколько дельных рекомендаций. Сотрудничество с европейскими коллегами оказалось очень полезным.


Соседство большого и малого


«Любопытное наблюдение: после того как в Логойске открылся универсам «Замковый», местные небольшие магазины «Родничок», «Борисовский край», «Континент» не только не «легли», но даже не потеряли своего товарооборота», — рассказывает Павел Кохно. Хотя выручка «Замкового» очень приличная для городка с десятитысячным населением. В апреле — 640 миллионов рублей, в мае ожидается 700 миллионов. Как объяснить этот парадокс? Оказывается, все просто. Многие логойчане ездят на работу в Минск. Раньше они закупали продовольствие в столичных «гипперах». Теперь в собственном городе можно приобрести любой, даже экзотический продукт. Деньги, оседавшие в Минске, потекли в кассу «Замкового», а следовательно — в экономику и бюджет малого города.


При этом торговая сеть Логойска динамично развивается. В этом году, по словам Ирины Парахневич, будет сдан современный супермаркет с огромным продовольственным залом и специализированным отделом непродовольственных товаров (акцент в котором, скорее всего, будет сделан на стройматериалах — очень они востребованы в Логойске). Здесь же разместятся кафетерии, обменные пункты, аптека... В общем, все в духе веяний времени.


Параллельно с крупными объектами появляются и магазины «шаговой доступности», завязанные на конкретные жилые кварталы. Мы посетили один из них. Конечно, такого изобилия, как в «Замковом», там не было. Но зато все необходимое — колбасы, рыбу, крупы, напитки, хлеб, мороженое — можно купить возле дома. Удобно.


А что в глубинке?


В поселке Косино Логойского района проживает меньше шестисот жителей. И все они отовариваются в местном магазине райпо. Замечаний по его работе мы не услышали. Да и на что жаловаться? Ассортимент, как в городе. Хлеб свежий. Колбасы, молочные продукты, рыба благодаря новому холодильному оборудованию не портятся. Помимо продовольствия, можно купить посуду, одежду, бытовую технику. Если надо, прямо в магазине оформят кредит, здесь же можно и оплачивать его, не нужно ездить в банк. График работы — под потребителя: с 9.00 до 20.00 без обедов и выходных.


«А что если покупатель хочет купить такой товар, которого у вас нет?» — спрашиваю у заведующей магазином Зои Мулыко. «Делаем заявку производителю по телефону, и через день–два товар привозят», — отвечает она.


Оперативно реагируют на спрос и автомагазины. Один из них повстречался нам в деревне Нивки. «Как ассортимент, устраивает?» — интересуемся у покупателей. «Вполне. Я сама из Логойска, но с собой продукты не вожу. Здесь ведь можно купить все то же, что и в городе», — говорит одна из наших собеседниц. «А если надо что–то особенное, мы звоним и нам привозят», — дополняет другая.


Обратили внимание, что торговля идет не «с борта», а цивилизованно, со встроенной витрины.


Заглянули вовнутрь автомагазина. Оказалось, что торгует не шофер, как раньше, а специалист–продавец. «Мы сейчас разделили обязанности. Водитель должен управлять автомагазином, а работать с населением — задача продавца. Это и логично, и эффективно», — объясняет Павел Кохно.


Приметили мы и такую деталь: в машине установлены объемные холодильники. Запитываясь от электросети, они даже в жаркий летний день целые сутки сохраняют холод. А значит, доставить в отдаленные деревушки можно и рыбу, и мясо, и мороженое. Все будет свежим и вкусным.


...Вот так, постепенно, меняется облик нашей потребкооперации. Огромная структура избавляется от прежних «пороков», поворачивается к своему потребителю. И в райцентре, и в поселке, и в деревушке, которую и на карте–то не всегда найдешь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter