Интервью с режиссером Владимиром Панковым

Важно работать сердцем

Спектакль «Свадьба» по Чехову в постановке Владимира Панкова в белорусском Национальном государственном театре имени Янки Купалы был в свое время одним из претендентов на премию Союзного государства в области литературы и искусства
Спектакль «Свадьба» по Чехову в постановке Владимира Панкова в белорусском Национальном государственном театре имени Янки Купалы был в свое время одним из претендентов на премию Союзного государства в области литературы и искусства

Двух лауреатов экспертный совет определил без проблем, а с третьим, как говорится, нашла коса на камень. Голосовали несколько раз, и результат был один и тот же – 50 на 50. Половина голосов была в пользу художников Павловопосадской мануфактуры и ровно столько же в пользу «Свадьбы». При всей очевидности того, что оба номинанта заслуживали награды, третью премию решили тогда не присуждать. Но, похоже, Владимира Панкова, актера, музыканта, режиссера, одного из основателей Студии SounDrama, положившей начало новому жанру в искусстве, это не очень огорчило.


Он начинал как актер: в театрах – Эстрады, Наций, «Практике», в Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, в театральном агентстве «Арт-Партнер». Знаменит был тем, что с блеском исполнял по несколько ролей в постановках. Участвовал в создании музыки более чем к 30 пьесам, был телеведущим, снимался в кино. Его фильм «Доктор» в жанре зонг-оперы получил призы многих российских фестивалей. Удостоен премий «Дебют-2003», «Чайка», получил президентский грант Фонда развития театральных инициатив. В жанре саундрамы поставил более 10 спектаклей.

С открытием «Гоголь-центра» Cтудия SounDrama обрела крышу. Среди новых работ режиссера – спектакли «Дождь за стеной» по Ю. Клавдиеву в театре «Ильхом», «Сказка» (по «Сказке о мертвой царевне») в театре «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, «Двор» по пьесе Е. Исаевой в «Гоголь-центре».

– Что стало импульсом к этой ностальгической постановке?

– Елена Исаева написала пьесу несколько лет назад, и поскольку это не камерная вещь, я решил, что постановка возможна только с большим составом исполнителей. Так курс Валерия Гаркалина из ГИТИСа почти полностью влился в состав студии SounDrama. И сам Валерий присоединился к нам. Да еще звезды сошлись так, что Владимир Валентинович Меньшов, с которым мы делали фильм «Доктор», принял участие в спектакле. Он украсил спектакль игрой, помог советами. А мне важно было соединить на одной площадке «Гоголь-центра» людей разных поколений. Одну из ролей сыграла Алена Бабенко. Кастингов я не провожу, свято верю, что Бог всегда приводит к тебе людей, с которыми будет хорошо работать. Так было у меня с «Доктором», когда в нужный момент появился Меньшов, с «Синдромом Орфея», с чеховской «Свадьбой». Вот и спектакль «Двор» – это сказка о безоблачном времени 1980-х, которое живет в наших воспоминаниях. Вспоминается только о хорошем. При этом все влюблены, отрицательных персонажей нет. То, что происходит, похоже на такой русский дворик с итальянским акцентом.

– Владимир Меньшов был продюсером вашего экспериментаторского фильма «Доктор», расскажите, как он появился на горизонте?

– Очень просто. Позвонил: «Володя, здравствуйте, с вами говорит Владимир Валентинович Меньшов. Вы не хотели бы снять кино?» Только представьте, не каждый день вам звонит обладатель «Оскара». И, конечно, я вспомнил в этот момент о том, как в Театре.doc студийной статичной камерой мы снимали общие летние планы для диска со спектаклем «Док.тор». У нас попросили его на театральный фестиваль во Францию. Я решил еще раз посмотреть этот диск и увидел, что, в параллель сценическому образу спектакля, там был запечатлен его кинообраз – благодаря синтезу драматургии, музыки, танцев. Осуществилось то, к чему и раньше меня подвигали, говоря, что мне надо снимать кино. Но я не знал, с чего начать, и вот случай свел меня с Меньшовым. Что касается грантов, по-моему, очень правильно, когда деньги дают конкретному человеку. Режиссеру реально пытаются помочь, он защищен. А то сегодня из нас порой делают наемников, продюсеры диктуют условия работы на площадке, могут даже снять с картины.

– А вам Меньшов ничего не навязывал?

– Ни в коем случае. Мои продюсеры Меньшов и Литвинов всегда шли навстречу в производственном процессе. Они не лезли в творческий процесс, не диктовали, кого снимать и какой должна быть музыка. Продюсеры ставили нам задачу, мы выполняли. Например, мы упорно добивались разрешения снимать в Екатерининской больнице – в Москве на Петровке. Но не в той, где Рената Литвинова сняла «Последнюю сказку Риты», она снимала в самой первой московской больнице, о которой Чехов написал «Палату № 6». Мы тоже на нее замахивались, были там и в увертюре даже пустили кадры оттуда.

А в Екатерининской больнице была страшная разруха, художникам пришлось восстанавливать стены. Но первую мою «сборку» Меньшов раскритиковал, три сцены выкинул, и мне пришлось все переделывать. Бывало, мы с ним яростно спорили, как «надо – не надо». Однажды Меньшов пришел, смотрел молча, я подумал – опять ругаться будем. Но он принял те вещи, на которых я настаивал. Это меня поразило. Мы знакомы с Владимиром Валентиновичем лет 20, и в 1990-е годы он раскритиковал бы наш фильм. Но, к счастью, он из тех, кто способен меняться под влиянием времени и новых веяний в искусстве.

Кадр из фильма «Доктор». Фото: Станислав Красильников/ТАСС

– Когда смотришь «Доктора», понимаешь, что музыка у вас на первом месте, слышишь оперу. Расскажите о принципах саундрамы, чем она отличается от мюзикла?  

–  SounDrama – это звуковая драма, в которой сюжет раскладывается по музыкальной партитуре. В саундраме мы можем играть любой жанр – оперу, мюзикл, оперетту, у нас и речитатив присутствует. На сегодняшний момент у нас выпущена трилогия по современной драматургии – «Красной ниткой», «Доктор», «Переход», а также три спектакля по Гоголю – «Вечера. Майская ночь, или Утопленница», «Вечера. Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». Название – Студия SounDrama – возникло после спектакля «Красной ниткой», который был поставлен лет 10 назад под руководством Казанцева. Кто-то сказал – «саун», кто-то – «драма», и так возникло это словосочетание. SounDrama – коллективный процесс, каждый человек привносит свое, фантазирует, это абсолютная импровизация, из которой все и возникает. Сюда приходят не деньги зарабатывать, а работать сердцем.

– Какой спектакль считаете самым удачным?

– Не могу ответить на этот вопрос. Возможно, спектакли по Гоголю. А «Свадьбу» по Чехову в Театре имени Янки Купалы называю одним из любимых. Обожаю труппу этого театра. Удивительные люди, знали бы вы, как они меня приняли! Это было какое-то открытие друг друга, понимаете? Когда приезжаешь в незнакомый город, поначалу для меня таковым был Минск, ты вроде бы всем чужой человек, и когда за репетиционный период становишься частью семьи и тебя впускают в дом, накрывают стол и говорят: «Ты – родной», – это удивительно. И это самый большой бонус тебе, главное – ничего не испортить. В этом театре есть замечательная актриса, заслуженная артистка Беларуси Зинаида Петровна Зубкова, ангел во плоти, она охранит вас от всех напастей. Потрясающий народный артист СССР Геннадий Степанович Овсянников, сыгравший генерала в «Свадьбе», и весь коллектив великолепный, как старшее, так и младшее поколение. Было одно удовольствие с ними работать.

– От кого вы получили такой мощный музыкальный заряд?


– В детстве занимался в фольклорном коллективе Елены Краснопевцевой «Веретенце». Мы много ездили по деревням, бывали в этнографических экспедициях, где собирали старинные песни, а после выступали с ними. Тогда я научился играть на рожке, освоил кларнет и гитару, а также флейту, балалайку, чарангу, гусли. Вместе с ансамблем ездил на фольклорные фестивали в России, на гастроли в Германию, Францию, Испанию, Англию, США.

– Имеет ли какое-то отношение к фильму «Доктор» Булгаков?

– Лишь как автор, описавший молодого доктора в такой же сложной ситуации в «Морфии». В своем фильме мы постоянно снимали доктора, это был монолог, который в процессе съемок превратился в пьесу. А параллельно у меня шли переговоры о постановке булгаковского «Морфия» в театре, и получалось так, что я полдня снимал «Доктора», а потом размышлял над «Морфием». Помню, как мой педагог по фольклору Елена Александровна говорила, что, если хотя бы один из нас продолжит ее дело, она победила. Мы избрали разные профессии, кто-то стал математиком, кто-то композитором, а я, как видите, иду по пути своего педагога.

– У вас есть любимые режиссеры?

– Рязанов и Данелия. Вообще их много. Но главный, наверное, Параджанов – человек, открывший в себе Космос Бога.  

Беседовала Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter