Ватт так номер!

Жильцы коммуналки поделили между собой розетки и лампочки

Как платят за электричество и что думают о предстоящем повышении тарифов жильцы необычной минской коммуналки?

Само понятие «коммунальное жилье» предполагает общность. Коридора, кухни, санузла и душа, а еще — судеб, проблем и взглядов на справедливость мироустройства. Можно ли мечтать о том, чтобы в таком вынужденном человеческом общежитии царил дух автономности и персонального учета? Скажем, в вопросах энергопотребления? Оказалось, не только можно, но и очень даже нужно. В необычной квартире, где свет в местах общего пользования включается и выключается жильцами независимо друг от друга, а розетки дистанционно блокируются легким движением руки, побывал корреспондент «Р».

Улица Кнорина, 15а. Возраст пятиэтажной хрущевки трудно определить на глаз: утепленный, крашенный свежей краской фасад, новая тротуарная плитка у подъездов. Звоню в домофон, поднимаюсь на пятый этаж — дверь квартиры № 15 приветливо открыта. Здравствуйте!

«Отключить можно, но мы дружим…»

Передо мной классический длинный коридор, по обе стороны которого просматриваются четыре двери. Однако на этом все сходство с типовой коммуналкой заканчивается. На этих общих квадратных метрах царят чистота, уют и порядок. Сразу видно: в товарищах согласье есть. Но даже если бы это было не так, все условия для автономного от соседей «плавания» здесь созданы. Даже более чем…

Итак, жильцы-соседи. По левую сторону — комната Светланы, студентки-первокурсницы. За ней расположилась «двушка» Тюшкевичей: Николай Михайлович с супругой и двумя сыновьями занимают две комнаты. Напротив, по правую руку — дверь Сергея Геращенко: проживает с женой и сыном-школьником. Четвертая по счету и самая ближняя к выходу — комната Александра Шаронова. Он квартирует здесь один… Правда, всю эту «шахматку» я узнаю много позже. Пока же, переступив порог и поздоровавшись с полумраком, увидел светильник, ярко вспыхнувший над одной из дверей коридора. Это Сергей вышел встречать гостя и осветил себе путь.

Чтобы не мешать сыну учить уроки, уходим в кухню. Перед тем как закрыть за собой дверь комнаты, Сергей нажимает одну из четырех клавиш выключателя на стене, и в кухне загорается один из четырех плафонов. Такого чуда я еще не видел.

— Да? А мы привыкли: очень удобно и никто из соседей не предъявит претензии, мол, ты столько света палишь! Во время недавнего капремонта в каждой комнате нашей квартиры сделали обособленную проводку. Теперь любой жилец может самостоятельно включить свет в кухне, ванной, туалете и коридоре. Причем только на то время, которое ему надо, — объясняет Сергей Геращенко. — Вот, посмотрите: в кухне у нас стоят 3 микроволновки и 3 стиральные машины. На каждый из этих бытовых приборов предусмотрена отдельная розетка, но реально воспользоваться ею может только владелец. Ведь если нажать на рычажок специального тумблера в своей комнате, она будет полностью обесточена. Но, если честно, так никто не делает — мы дружим.

В этот момент в кухне рядом с лампочкой Сергея загорается еще одна. И спустя несколько секунд я знакомлюсь с Николаем Тюшкевичем, старожилом этой необычной квартиры.

— Мы вселялись сюда лет 25 назад, еще при СССР. Кроме нас в этой квартире тогда жила одна-единственная семья: Довнары. Они-то и рассказали, что этот дом 1961 года строился для офицеров одной из войсковых частей Минска. Нетипичный факт: здесь в каждой комнате смонтирован умывальник, к которому подведена холодная и горячая вода. А вот разводка в то время была закольцована всего на два счетчика, то есть на нас и на них, — вспоминает Николай Михайлович. — Потом военные отдали дом в ведение ЖЭСу, а Довнары продали свою часть по комнате. Так у нас появилось много соседей. Но что же в итоге получилось? Наш счетчик остался нам, второй же теперь «крутил» на три разные семьи. И тут, насколько я знаю, даже пришлось собирать «совет в Филях». Неписаное соглашение действовало до тех пор, пока нам не сделали капремонт. Но об этом лучше спросить у Александра.

«Стали разбираться, откуда такой перерасход»

А мы идем на экскурсию. Ванная: четыре вертикальные лампы смонтированы по принципу пианино. Прежде чем идти умываться, нужно выйти из своей комнаты и проверить: нет ли там кого. Затем вернуться и нажать клавишу № 2. В туалете наблюдаю четыре висящих в рядок патрона, в которые вкручены две спиралевидные и две энергосберегающие лампочки. Принцип пользования тот же, только кнопка на панели № 1.

— Каждый меняет свою лампочку сам. Бывает, видишь: Александр уехал на выходные, а свет в уборной не погасил. На этот счет у нас негласная договоренность: выкрутить до возвращения хозяина. Чтоб не горела почем зря, — объясняют Сергей и Николай. — Четыре счетчика висят возле кухни. Они электронные, и каждый запирается на ключ. Собрался уехать далеко и надолго — можно без труда обесточить свою квартиру и розетки в кухне.

Входная дверь открывается и закрывается — на пороге Александр. Он специально приехал, узнав, что в гостях журналист. А так на Кнорина, 15а он бывает все реже и реже. Женился. Две недели назад стал папой. Теперь опекает свое семейство в квартире в Каменной Горке.

— Конечно, здесь платить за свет гораздо дешевле. Включил вечером ноутбук — лежишь, смотришь фильмы. Даже люстра не нужна: светло. С учетом холодильника и электрочайника у меня больше 75—80 кВт/час в месяц никогда не набегало. Так мы и платили с Сергеем: 150 кВт по счетчику делили на двоих. Но когда третью комнату Довнаров купила Мария, расход резко подскочил до 300 кВт, — вспоминает Александр Шаронов. — Стали разбираться: откуда ж такой рост?! Оказалось, новая хозяйка установила кондиционер, поставила холодильник, купила фен, микроволновку, электрочайник, телевизор… Колесико общего счетчика крутилось без остановки. Поэтому пришлось заключить с Марией соглашение: 150 кВт оплачивает она, остальное — мы. Так все и было, пока не сделали отдельную разводку в каждую комнату.

Счастливые кВт/часов не наблюдают?

В квартире жены в Каменной Горке, увы, сэкономить уже не получается: ребенок маленький, стиральную машину приходится включать по несколько раз на день. Подстричь малышу ногти — включи яркий свет. А сколько утюжки: гора пеленок, бодиков и слюнявчиков! Поэтому Александр не согласен с предложенными лимитами: молодой семье с грудничком в них никак не уложиться.

Николай Тюшкевич, наоборот, на дифференцированную систему оплаты электроэнергии смотрит без прищура. В двух комнатах прописано четыре человека, плита газовая, так что по льготной цене им изначально будет положено 125 кВт. А оставшиеся 75 кВт «перерасхода» уж как-нибудь оплатят по себестоимости: говорит, это не страшно. Сергей с женой и сыном в месяц потребляют не более 100 кВт, а по фиксированной цене, как известно, они могут рассчитывать на 110 кВт. Здесь никаких претензий нет. Отца семейства гораздо больше тревожит другой вопрос: после недавнего капремонта крыша в их подъезде начала течь, кроме того, строители не убрали огромную стальную лестницу на их этаже. И Сергей переживает, как бы она на кого-нибудь не упала.

Ну а что же студентка Светлана, снявшая у Марии комнату с таким количеством электроприборов? Стипендия-то, поди, небольшая…

— Если честно, даже не знаю, где находится мой электросчетчик. Я плачу хозяйке фиксированную сумму в месяц за проживание, дальше коммуналкой она занимается сама, — пожимает плечами Светлана Нехведович. — А вообще, эта раздельная форма энергопотребления дисциплинирует. Когда знаешь, что, нажав на клавишу света в кухне, платишь именно ты, больше необходимого быть там не хочется.

Если превысить лимит, лампочка не погаснет

…В РУП «Минскэнерго» нам рассказали, что на адрес электронной почты предприятия, форум, а также телефоны «горячей линии» по-прежнему поступают самые разные предложения от граждан. Их число уже перевалило за 15 000. Одни просят ввести дифференцированные тарифы в зависимости от уровня зарплаты человека, а данные сверять в налоговой. Вторые спрашивают: почему они должны платить за электроэнергию по себестоимости за «льготников»? Третьи чуть ли не собираются покупать керосинки, думая, что в случае превышения месячного лимита свет будет просто отключаться…

— Лимит — это объем электроэнергии, который предоставляется потребителю по льготной цене, то есть порядка 295 рублей за кВт/час. Но в случае его превышения лампочка не погаснет и счетчик не остановится: просто за «лишние» киловатты придется заплатить дороже. А экономить или нет, это уже личное дело каждого абонента, — рассуждает Юрий Мишук, заместитель генерального директора РУП «Минскэнерго». — Оставить все так, как есть сегодня, нельзя. Надеюсь, это понимают все… Ведь даже во времена Советского Союза тариф для промышленности составлял 2 копейки, а для граждан — 4 копейки за кВт/час. Сейчас из-за перекрестного субсидирования все получилось с точностью до наоборот. Но не все отдают себе отчет, что покрываемую юрлицами «разницу» мы в итоге все равно платим, покупая продукты питания или товары в магазинах по более высокой цене. Поскольку стоимость электроэнергии в ней, разумеется, также заложена.

Как известно, к 1 ноября все региональные подразделения «Белэнерго» (и «Минскэнерго», разумеется, в их числе) должны представить ГПО обобщенные итоги общественного обсуждения. Затем их систематизируют и отправят в правительство — для принятия окончательного решения.

— Какой бы из двух вариантов ни был принят, к 2016 году тариф на электроэнергию для населения достигнет 100 процентов себестоимости. Об этом заявлено на самом высоком уровне. Но в любом случае сумма, которую заплатит по итогам месяца семья, будет напрямую зависеть от объема израсходованной энергии. Чем меньше, тем меньше. А это автоматически означает режим бережного отношения, экономию и пересмотр прежней философии бытового потребления. Нужно просто взять инструкцию по эксплуатации своего холодильника, фена, ноутбука и найти графу «Мощность». Рассчитать в рублях стоимость одного часа работы прибора очень легко: нужно разделить число ватт на 1000 и умножить на тариф в зависимости от состава своей семьи, типа плиты и времени года. А дальше смотрите сами, как часто и как долго вы будете пользоваться им впредь, — подсказывает Юрий Мишук. — Тем, кто изначально потребляет больше льготных объемов, есть резон вообще уйти от лимитов и обратить внимание на дифференцированный тариф по временным периодам. Эта возможность у жителей столицы и области существует уже 6 лет, но лишь 47 абонентов из 1,5 млн. решили ею воспользоваться. Почему? Низкий тариф. Но, уверяю, как только он достигнет 100 процентов, многие вспомнят о европейском опыте. Напомню, в чем его суть. В период минимальных нагрузок системы (с 22.00 до 17.00) тариф колеблется от 175 до 206 рублей за кВт/ч, в период максимальных (с 17.00 до 22.00) — от 501 до 590 рублей. Поэтому на Западе так популярна бытовая техника с таймерами и «умные» дома, которые можно запрограммировать на обогрев и потребление энергии в «дешевые» часы. Спрашивается: если так живут состоятельные европейцы, почему не можем мы?

----------------------------------------------

Прямая речь

Сергей ШЕБЕКО, начальник управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго»:

— До конца октября мы собираем и анализируем мнения граждан по данному вопросу, затем передадим обобщенную информацию в Министерство энергетики. С учетом высказанного обществом мнения Совет Министров примет окончательное решение.

Как известно, 10 октября на заседании Президиума Совета Министров рассматривалась возможность того, что белорусы будут оплачивать электроэнергию по дифференцированным тарифам в зависимости от объемов потребления. Теперь предстоит ответить на вопрос, как же именно его дифференцировать — по числу зарегистрированных граждан или по конкретному лицевому счету (украинский вариант).

Сейчас уже существует дифференциация тарифов по временным периодам. Мы ожидаем повышения интереса к электронным счетчикам и к данной системе оплаты, на сегодняшний день по этому варианту оплачивается около 100 лицевых счетов из 4,2 миллионов. После введения новых тарифов мы предполагаем, что количество таких абонентов возрастет.

----------------------------------------------

 
 Николай Тюшкевич демонстрирует свой и соседские счетчики. Все они электронные.
 
 
 Такой «пульт управления» есть в каждой комнате: 4 клавиши от лампочек и тумблер для розеток.
 
 
 Вот так выглядит система ламп на кухне.
 
 
 А вот так в ванной.
 
 
 На кухне поделены все розетки. Каждый может обесточить свои, чтобы ими не могли воспользоваться соседи.
 
 
 И даже в коридоре у каждого свое «светило».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter