Народный артист Василий Ковальчук – о том, как опера жить помогает и каково выходить на сцену в 80 лет

Василий Ковальчук: «Пою и буду петь!»

Василий Ковальчук в свои 80 лет до сих пор выходит на сцену: такой роскошный бас еще поискать! А ведь путь к сцене был долог — и на этом пути будущему народному артисту пришлось побывать и шахтером, и комбайнером, прежде чем поступить в консерваторию. Мы пообщались с Василием Васильевичем и выяснили, как судьба привела его в Беларусь, какую роль в профессиональном становлении сыграла его супруга и почему возраст не помеха для полноценной творческой жизни.

Василий Ковальчук

1 Василий Ковальчук совершил по меркам музыкального мира невозможное — вернулся на оперную сцену после долгих лет работы в ансамбле вооруженных сил.

— Я проработал в военных ансамблях в общей сложности около десяти лет. Почти пять лет в ансамбле Южной группы войск в Венгрии и еще пять лет в Беларуси. До этого два года пел во Львовском оперном театре, но он закрывался на ремонт. Надо было куда‑то ехать прослушиваться. Мы с женой отправились сперва в Киев, нас были готовы взять обоих, но… судьба меня отвела, что ли? Почему‑то не захотел я туда ехать, говорю жене: «Валя, давай поедем в Россию». В Красноярске открылся новый оперный театр, они набирали голоса. Мы быстро собрались и поехали. Но там готовы были взять меня при условии, что я стану петь и баритоновые партии. Звоню своему педагогу Остапу Иосифовичу Дарчуку посоветоваться. Он: «Ни в коем случае не соглашайся, ты себе голос сотрешь за полгода!» Так что уехали мы из Красноярска, по дороге заехали в Беларусь. Честно — тогда я даже прослушиваться в Большой театр БССР не пошел. Валя сходила, поговорила, но отсоветовали пробовать: здесь же такие голоса, все равно не пройдете! И тут нам предложили: «А поезжайте в Венгрию с ансамблем вооруженных сил, вы солистом, жена концертмейстером». Пошли, прослушались в ансамбль, нас оформили — меня на сверхсрочную, Валю как вольнонаемную. В ансамбле у нас было много друзей‑белорусов, и спустя пять лет, когда мы думали уже возвращаться на родину, они нас уговорили поехать в Минск. Во Львове у нас нормального жилья не было, только темная комната, а дирижер Лев Муранов, который руководил ансамблем песни и пляски Белорусского военного округа, сказал: «Приезжайте, я о вас все знаю, будете у меня первыми в очереди на квартиру». И нас оформили переводом, а через семь месяцев уже дали квартиру, мы в ней и сейчас живем. Так мы осели в Беларуси.

2 Первой партией в Большом театре Беларуси был Волк в детской опере Мариана Коваля.

— Когда Муранов ушел в консерваторию преподавать, с новым начальником ансамбля отношения не сложились, он мне навязывал свой репертуар — да такой древний... Я отказывался это петь, и дошло до того, что меня ставили в хор. Жена смотрела‑смотрела на все это и говорит: «Все, давай прослушиваться в Большой театр». Пришли к дирижеру Геннадию Проваторову на прослушивание. Многие там сидели, слушали, а один парень подходит и говорит: мол, где ты работаешь, в военном ансамбле? Вот и пой себе в ансамбле, здесь тебя на втором ряду слышно не будет. Я так расстроился… А Проваторов вызывает меня к себе: на ведущие партии взять не могу — вас тут сожрут, вы же мало что со стороны, так еще и из ансамбля! Но, говорит, вы можете нас выручить — у нас бас Рысов сейчас уехал, некому петь Волка в «Волке и семерых козлятах», а у детей каникулы, спектаклей много. Если согласитесь, я вас беру, три дня вам на раздумья. Валя мне и суток подумать не дала: «Иди, это единственный шанс!» Потом меня взяли в постановку «Война и мир», потрясающий был спектакль, я там пел Рамбаля. И на худсовете режиссер Семен Штейн сказал: «Я считаю, этот человек должен работать у нас в театре! Он развивается, он очень способный, быстро реагирует на мои указания, с ним очень легко работать». Вот так всех я убедил и с тех пор в Большом театре почти 40 лет. До сих пор благодарю судьбу, что все так сложилось, что я в этом прекрасном коллективе, в этом храме искусства…

3 В профессиональном и творческом становлении народного артиста огромную роль сыграла его жена — концертмейстер Валентина Макарова.

— Как мы познакомились? Мой первый урок после консерватории был с ней. Дирижер Игорь Васильевич Лацанич приглашал меня во Львовский театр оперы и балета имени Ивана Франко. Я же сомневался: надо прослушаться сначала — вдруг голос не полетит? Была такая боязнь: в оперной‑то студии сцена маленькая, а в театре — о‑го‑го! И я предложил: давайте быстро что‑нибудь выучу, спою, вы прослушаете и решите. Мне дали партию Зарецкого в «Евгении Онегине», и мы с Валентиной очень быстро ее выучили. И так дальше всю жизнь — партия за партией; когда жена концертмейстер, ты все моментально разучиваешь. Так что я выучил и Досифея в «Хованщине» Мусоргского, и Филиппа в «Доне Карлосе» Верди, и Рене в «Иоланте» Чайковского, и партию Луначарского — был такой хороший спектакль «Десять дней, которые потрясли мир», опера Марка Карминского по книге Джона Рида. В «Цыганском бароне» я спел, много всего было… И все благодаря Вале, именно она меня по‑настоящему вывела на оперную сцену, где‑то даже заставляла. Я ведь технику очень любил, увлекался все время другими делами… А она меня подгоняла: вперед, вперед, вперед!

4 Выходить на сцену и петь оперные партии в 80 лет — такое дано далеко не каждому…

— Может, дело в генетике, может, в том, что басы в принципе крепче остальных, дольше держатся. Но я слежу за собой: тут и гимнастика, и немного закаливание… Поддерживаю себя! А самое главное, что у меня есть любимая жена: она молодец, нам есть что обсудить, о чем поговорить. Она меня может направить на верный путь, я ей очень благодарен. Мы друг друга поддерживаем, я переживаю за нее, она — за меня…

5 Общение с молодежью в театре доставляет Василию Васильевичу огромное удовольствие — он один из любимых наставников следующего поколения артистов.

— Я в театре востребован, но, если честно, хотел бы, чтоб меня чаще привлекали к спектаклям — вместе с молодыми ребятами. Они мне дают особенную энергетику, мне кажется, что молодею с ними. Я их люблю, подскажу что‑то, если нужно, своего рода наставничество. Молодежь это очень хорошо воспринимает, что мне, конечно, приятно.

6 Василий Ковальчук вместе с женой занимается помощью бездомным собакам и кошкам.

— Лет пять назад мы, как обычно, уезжали осенью с дачи в город. Дачу сами, кстати, строили, жена у меня, наверное, пять тысяч кирпичей перетаскала!.. Получился очень красивый, уютный, компактный домик, как теремок. Жили мы там раньше только летом — когда огурцы‑помидоры, свежий воздух, рядом лес. И вот уезжать собираемся и видим: идет собачка, а за ней девять крохотных щеночков, маленькие комочки. Господи боже, бедные, сердце защемило! И мы всю зиму наваривали кастрюли еды и возили на дачу, не дали им пропасть. Всех кормили. И котов, и собак, создавали условия, баньку протапливали, чтобы было тепло… А потом нам подсказали: есть зоозащитники, помогут пристроить животных в хорошие руки. Часть действительно разобрали, часть осталась с нами. Теперь постоянно живем на даче, столько животных — это хлопотливое дело, конечно, за ними убирать надо и следить, чтоб не погрызлись за кусок колбасы или за кость.

7 Фирменный рецепт хорошего настроения и бодрости в любом возрасте от народного артиста Беларуси: надо любить свое дело!

— Я этим живу. Люблю свою работу, мне она дает силы и энергию. Да, если бы пришлось уйти из театра, нашлись бы для меня занятия, но я был бы невостребованным здесь. А это уже финал. Понимаете? Сцена дает мне бодрость, дает силы. Так что я пою и, Бог даст, буду петь!

В Большом театре Беларуси Василий Ковальчук уже 35 лет, он выходит на эту сцену с 1989 года. В репертуаре народного артиста около 30 оперных партий белорусских, русских, европейских композиторов. Среди них – Базилио в «Севильском цирюльнике», Рамфис в «Аиде», Тимур в «Турандот», Монтероне в «Риголетто», Даланд в «Летучем голландце», Рыгор в «Дикой охоте короля Стаха».


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter