Василий АКСЕНОВ: "Уезжаю из Америки, полностью с ней расплатившись"

- Василий Павлович, 20 августа вам исполнилось 70 лет.
- Василий Павлович, 20 августа вам исполнилось 70 лет. С каким настроением вы встретили эту дату?

- Вообще, цифра не очень хорошая (смеется), она меня немного подавляет. Но настроение все же неплохое. А если бы удалось повернуть время немного назад, было бы совсем замечательно. Но, к сожалению, это невозможно.

- А почему вы свой юбилей встречаете не в России?

- Я был в России этим летом целый месяц. За это время многое успел сделать и повстречаться с большим количеством людей. Но пришлось срочно уехать по бытовым причинам. Я ведь покидаю США и перебираюсь во Францию.

- Вот это неожиданность! И чем вам не угодила Америка?

- Я не собираюсь рвать все связи с ней. Но из Вашингтонского университета, в котором я трудился долгое время, я ухожу. Все-таки Америка очень далеко. Теперь буду находиться между Россией и Францией.

- Что же вас так во Францию потянуло?

- Случайность. Я буду жить на земле басков в городе Пуа. Город небольшой, но шикарный. Я сюда заехал несколько лет назад, и мне очень понравилось. Мне всегда хотелось жить в приморском городке. Но главное - тут очень многое связано с русской культурой. А в самом центре города стоит довольно большой действующий русский собор.

- Но ведь не радости приморского городка были главным аргументом, из-за которого вы покидаете США?

- По-моему, я там засиделся. Все-таки 21 год - большой срок, целая эпоха. Я очень благодарен Америке, но мне кажется, что с ней я полностью расплатился. Ведь все эти годы я отдал американскому университету. Думаю, мои студенты не считают время, проведенное со мной, пустым. А главное, я понял, что в литературном отношении меня с Америкой не связывает ничего. И это большое разочарование. Мне не удалось создать там своего серьезного читательского круга. Мне не нравится сегодняшнее развитие американской литературы. Это вовсе не означает, что она некачественная. Но это не то, что я считаю литературным развитием. Тот роман, который я практикую, начинает увядать. И, наверное, поэтому я там не нравлюсь.

- Немного странное обстоятельство. Взаимоотношения между Россией и США с каждым днем все лучше и лучше, а вы в этот момент покидаете Америку.

- Я люблю Америку. У меня останется там квартира. Не исключено, что у меня даже будет ностальгия по Соединенным Штатам. Но здешний книжный мир вызывает порядочную тошноту.

- Василий Павлович, а на американском обществе сказывается улучшение взаимоотношений между Россией и США?

- По-моему, да. Хотя стереотипы, которые образовались в отношении России, до того прочные, что расшатать их было довольно трудно. Американцы по-прежнему не очень понимают Россию, но на нас перестали смотреть как на врагов, и мы в их глазах превращаемся в неких живых людей.

Правда, появляются другие стереотипы. Если посмотреть некоторые новые голливудские проекты, то видишь некоего "нового русского" - абсолютного хама, подлеца, у которого в карманах ножи и пистолеты. Это же ужас какой-то, иначе, как похабщиной, не назовешь.

- Вы очень лестно отзывались о деятельности Владимира Путина. За прошедшее время ваши взгляды не изменились?

- В международной политике Владимир Владимирович Путин добился удивительных результатов. Он реально развернул страну в сторону Запада. Я присутствовал при том историческом, на мой взгляд, заявлении в Вашингтоне, когда Путин впервые сформулировал прозападное направление России. Но от прежней эпохи что-то еще осталось. Конечно, нельзя просто уходить в западничество, что-то свое, естественно, нужно сохранять. Но при этом добиваться максимально возможного сближения. Ведь перед христианским миром стоит большая, общая, страшная угроза. В исламском мире появились колоссальные массы бесноватых, совершенно отвязанных людей.

- И как же с этим бороться?

- Так же, как и боролись после 11 сентября. Пока это единственно возможное направление. Терроризм должен быть уничтожен. Иначе вся цивилизация будет отброшена на несколько веков назад.

- Скоро год со дня трагедии 11 сентября. Как, по-вашему, Америка пережила эти события? Некоторые тогда говорили, что американскому могуществу пришел конец.

- По поводу краха - это, мягко говоря, преувеличение. Наоборот, в военном отношении США стали еще сильнее. А рядовые американцы как жили, так и живут. В стране сейчас все спокойно. Но я не думаю, что американцы до конца оправились от этого удара. Они ведь очень благодушная нация. Американцы хотят... чтобы все вс„ делали, как они. И вдруг такой колоссальный шок! Оказывается, примерно миллиард людей думают иначе и не хотят жить так, как американцы. ...Это очень многих в Америке ошеломило.

- Василий Павлович, в одном из своих интервью вы говорили, что по-настоящему большие произведения появляются только когда писатель может говорить правду. Так в сегодняшней России можно писать большие произведения?

- Где еще писать, как не в России? Но пока не очень пишется, хотя в России один из самых больших литературных потенциалов. И материал для его развития есть. Нет, к сожалению, комфортного состояния души. Возникают порой и совершенно странные ситуации, как, например, было с писателем Владимиром Сорокиным и движением "Идущие вместе".

- Василий Павлович, вы из США переехали во Францию. Может, когда-нибудь из Франции вернетесь в Россию?

- А я уже вернулся в Россию. У меня здесь дом, и я подолгу в нем живу. И при этом меня никто не спрашивает, вернулся я или нет. Все относятся ко мне как к россиянину.

Беседовал Артур АКОПОВ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter