Белорусские студенты изобретают электровелосипед и капсулу для релаксации

Вашего ума дело

У современных студентов о годах в стенах университета остаются порой диаметрально противоположные воспоминания. Для кого–то это время безудержного веселья, кто–то, наоборот, ударяется в науку и к выпуску имеет внушительную подшивку собственных работ и публикаций. Но, оказывается, нередко встречается и третий вариант — практики, нацеленные на конкретные проекты. Корреспонденты «СБ» познакомились со студентами, которые уже вовсю думают о бизнес–планах, поиске инвесторов, удешевлении производства и уверенно идут к коммерческому воплощению своих идей.

Изобретая велосипед


Электричество сегодня, убеждены эксперты, уверенно возвращает себе звание двигателя прогресса. Цепкая приставка «электро–» ухватилась даже за велосипед, который, считается, заново изобретать не стоит. Неужели технологии убили старый добрый велик и пора выдумывать ему другое название, раз уж педали теперь крутить вовсе не обязательно?

— Нет, электровелосипед кручение педалей не заменяет, а позволяет увеличить дальность поездки. Если раньше я добирался до Минского моря и оттуда домой, чувствуя легкую усталость, то теперь пути просто не замечаю. Прилагая усилия, могу экономно расходовать заряд аккумулятора, а моторчик помогает, например, двигаться в горку или дольше держать выбранный темп. Но в скорости велосипед однозначно прибавил — запросто могу выжать 50 км/ч. Когда стартую от светофора одновременно с автопотоком, поначалу, примерно до 40 км/ч, двигаюсь наравне с машинами, — обстоятельно доказывает, что электричество и педали существуют по принципу «не вместо, а вместе», Артем Некрашевич, который усовершенствовал свой велосипед.

На счету 20–летнего изобретателя числится даже... пушка, стреляющая картофелем, поэтому, заинтересовавшись электровелосипедами, он однозначно решил тоже полагаться на свои руки, а не на готовые варианты. На самом деле, продолжает краткий ликбез Артем, такая техника в Европе давно не в новинку и даже успела получить определенные ограничения. Верхняя планка разрешенной мощности установлена на уровне 250 ватт, что, по словам Артема, «вообще ни о чем»: только и плюсов, что можно катить на скорости до 25 км/ч да легче трогаться с места. Парень решил не размениваться по мелочам и после нескольких проб пришел к легкому, 700–граммовому, но мощному мотору сразу в 3 киловатта. С запасом хватает, чтобы прибавить газу на низких скоростях, но и на высоких двигатель эффективен.

За время протяженного тест–драйва (а по городу Артем в основном перемещается на своем электровелосипеде) он перебрал и несколько вариантов аккумуляторов, остановившись на двух под шуточными кодовыми названиями «побольше» и «поменьше». Отличаются они и размерами, и мощностью, но даже «младшего брата» хватает на 10 — 15 километров езды в неспешном темпе только на электротяге. Чтобы по праву оценить изобретение, достаточно узнать стоимость заводских электровелосипедов: например, популярная модель с запасом хода в 25 км обойдется более чем в 3.500 долларов в эквиваленте. А близкий по эффективной дальности — 100 — 150 км — электровелик приближается по цене к обычным малолитражкам — примерно 8.000 долларов. Артем сейчас испытывает батареи большей мощности и уверен, что таких характеристик можно добиться куда меньшими затратами.


Доступность, как и простота, вообще здесь на первом плане. Регулировка газа, например, взята от обычной радиоуправляемой машинки, а сам мотор крепится на раме и передает мощность напрямую на заднее колесо, прижимаясь к покрышке. Чтобы на мокрой дороге резиновое покрытие двигателя не проскальзывало о шину, Артем покрыл мотор... наждачной бумагой! Да, покрышка изнашивается в 2 — 3 раза быстрее, но менять ее периодически все равно дешевле, чем использовать традиционные «наборы» для переоснащения велосипеда. К тому же они его утяжеляют, приближая к скутеру, а самодельная разработка Артема весит не больше 1,5 — 2 кг.

— Электровелосипед — отличное решение, чтобы добираться на работу. Сейчас я дорабатываю конструкцию, жду новый, более продвинутый контроллер, благодаря которому нельзя будет «перегазовать» и перегреть или вообще сжечь мотор. К лету рассчитываю собрать несколько устройств и отдать на тест–драйв друзьям, а потом можно будет и о коммерческих перспективах думать. Хотелось бы уложиться в сумму полного комплекта в 250 — 300 долларов, — делится соображениями Артем Некрашевич.

Кстати, в его планах также — восстановиться в университете. Ведь молодой изобретатель, по его словам, настолько увлекся в прошлом году проектом, что пропустил в БГУИР слишком много занятий...

Сиеста в коробке


Постоянные стресс и переутомление грозят превратиться в бич XXI века, особенно в больших городах с их бешеным темпом жизни и множеством раздражителей, вроде непрекращающегося шума, предупреждают ученые. Поэтому наши компании, особенно в IТ–сфере, все чаще и задумываются о том, как устроить среди рабочего дня сотруднику короткую передышку в комнате для отдыха. И здесь на помощь приходит разработка студентки 2–го курса экономического факультета БГУ Елены Курановой. Камера, или капсула для релаксации и восстановления организма, как ее называет сама 19–летняя изобретательница, пока существует в качестве макета в масштабе, но для ее изготовления на отечественных предприятиях и из местных материалов все готово. Проект логично родился из мысли, что человеку порой просто необходимо где–то передохнуть, не заходя домой, признается Елена:


— Идея возникла из наблюдений за распорядком жизни студентов, когда в первой половине дня — занятия, во второй — самостоятельная подготовка где–нибудь в библиотеке, другие неотложные дела. Но ведь бывают «форточки» между парами. Так почему бы не провести это время с пользой и хотя бы 20 минут не расслабиться, но не просто где–то примостившись, а в специальной капсуле? Подобные камеры–боксы очень распространены за границей, особенно в Китае, Японии, стоят они в московском аэропорту «Шереметьево». Только очень дорогие — от 12 тысяч долларов. Наша же капсула в самом простом оснащении будет стоить около 700 долларов. При желании ее можно дополнить беспроводным интернетом, устройством ароматизации воздуха с выбором нужного запаха, телевизором и много чем еще.

Главное, уже в базовой «комплектации» адаптированная к нашим реалиям камера не пропускает внешние звуки, а ведь именно тишина считается основным залогом хорошего краткого отдыха. Выглядит бокс действительно как большая коробка, куда можно улечься в полный рост. Секрет радикальной экономии кроется в использовании доступного отечественного материала — керамзита. Он, говорит Елена Куранова, еще и экологически чистый (значит, отдых в такой камере действительно будет восстанавливающим), и легкий. Вес одного бокса не превысит 10 — 15 кг, что куда меньше, чем у заграничных образцов, камеру будет проще перевозить и устанавливать на новом месте.

Как только появится свободное время, Елена собирается подступиться к бизнес–плану: после участия в конкурсе «100 идей для Беларуси» у проекта появилось несколько потенциальных инвесторов, в том числе из–за границы. Изобретательница предпочла отечественного «бизнес–ангела», который пока ожидает бумаг с экономическим обоснованием проекта. Елена, кажется, готова дополнять его чуть ли не ежеминутно. Скажем, что если установить несколько капсул в парке летом на случай, если кому–то станет плохо от жары? Примечательно, что девушке понадобилось меньше полугода, чтобы от задумки перейти к обстоятельному разговору с инвесторами...

akostyukevich@sb.by

 Фото Сергея ЛОЗЮКА и Виталия  ГИЛЯ

Советская Белоруссия № 72 (24954). Вторник, 19 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter