Вадим Абдрашитов - председатель жюри основного конкурса фестиваля "Лiстапад-2015"

Вадим Абдрашитов: «В Минске я признаюсь Фанни Ардан в любви»

Сегодня вечером у кинотеатра «Москва» вновь появится красная ковровая дорожка, и это значит, что XXII Международный фестиваль «Лiстапад» стартует. Неделю нам предстоит наслаждаться лучшими картинами, снятыми за последний год в 60 (!) странах. В программе только хиты престижных форумов от Канн до Берлина, жемчужины, которые вам совершенно точно не удастся откопать ни в прокате, ни на торрентах. За это и любим «Лicтапад», что позволяет нам сориентироваться в безбрежном море кинематографа и даже выучить диковинные имена режиссеров, чьи картины задают тон в современном искусстве.

В этом году жюри основного конкурса игрового кино возглавит великий и ужасный Вадим АБДРАШИТОВ. Великий, потому что не снял ни одной проходной картины, среди них «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Пьеса для пассажира», «Время танцора». Ужасный, поскольку поводов веселиться у 70–летнего режиссера немного: более десяти лет он не может запустить свой новый проект из–за банального отсутствия денег и, кажется, несколько смущен этим обстоятельством.

Буквально за пять минут до начала фестиваля мы обсудили с Абдрашитовым его творческий метод как председателя жюри и попытались заглянуть в будущее кинематографа.

— Вадим Юсупович, почему вы приняли приглашение организаторов «Лicтапада» и согласились возглавить жюри основного конкурса?

— А как можно было не согласиться? У вас замечательный фестиваль, на котором я уже был, и не один раз. Но главная причина — давно не гостил в Минске, а с этим городом у меня связаны самые светлые воспоминания. Снимал в вашей столице ключевые эпизоды по фильму «Плюмбум, или Опасная игра». А в Несвиже мы «Слугу» снимали с незабвенным Олегом Борисовым в главной роли. Так что приглашению на фестиваль рад чрезвычайно.

— Как считаете, стоит ли проводить такой большой фестиваль, как «Лiстапад», в стране, где серьезное кино если и предвидится, то в очень отдаленной перспективе?

— Знаете, нельзя говорить, что у вас прямо его совсем нет. Существовала в советские времена белорусская школа кино, целое замечательное направление, где работали такие выдающиеся мастера, как Виктор Туров, Толя Заболоцкий, Валерий Рыбарев, Александр Ефремов, Михаил Пташук. Следовательно, потенциал существует, просто обстоятельства пока складываются не самым лучшим для киноискусства образом. Не надо думать, что во всем мире индустрия процветает и только в Беларуси с ней полный швах. Сейчас во всем мире с художественной стороной дела кинематографа действительно большие проблемы. И как раз фестиваль в Минске — это необходимая возможность посмотреть на то, как справляются с трудностями в кино наши коллеги из других стран.

— Чем картина должна вас лично зацепить, чтобы вы смогли поставить ей высокую оценку?

— А все очень просто: она должна мне быть интересна. Я должен переживать какие–то эмоции, сочувствовать герою, ждать его победы, огорчаться его неудачам. Я должен поверить тому, что происходит на экране, и тогда это будет относиться, безусловно, к фильму, который населен живыми людьми.

— В основном конкурсе представлено 11 игровых фильмов, может быть, вы что–то из них уже посмотрели?

— Видел «Страну ОЗ» Василия Сигарева на «Кинотавре», но пока никак не прокомментирую эту работу. Коль уж я председатель жюри, будет неправильно выставлять оценки заранее. Могу только сказать, что конкурс в этом году на фестивале очень сильный, фильмы соревнуются титулованные, тем интереснее будет моя предстоящая работа.


«Охота на лис».
Фото kino-teatr.ru

«Плюмбум, или Опасная игра».
Фото kino-teatr.ru

— Вы довольно часто сокрушаетесь о том, что нынче ВГИК атакуют в основном малолетние девицы, в режиссуру приходят люди неопытные, отсюда и низкий уровень замысла, и скромное его экранное воплощение. Удалось ли вам и вашим коллегам сдвинуть дело с мертвой точки. Долгие годы вы просите власть допускать к экзаменам на основные специальности — драматургию и режиссуру — людей с высшим образованием на общих основаниях.

— По сути, вы задали два вопроса, и ответ на каждый из них был бы чрезвычайно долог, поскольку все эти явления связаны между собой и объясняются довольно сложным образом. Но буду краток: нет, ничего не меняется. К нам во ВГИК по–прежнему приходят люди со школьной скамьи, которым в кино пока сказать нечего, и ситуация только усугубляется.

— И что дальше будет происходить с кино?

— Не знаю. Не вижу мощных векторов или факторов, которые могли бы подсказать будущее российского кино на ближайшие хотя бы лет 5 — 10. Скорее, про телевидение мог бы предположить, что там есть какая–то надежда: среди сериалов, всего этого «мыла» появляются достаточно достойные в художественном отношении произведения. Я имею в виду прежде всего работы Сергея Урсуляка «Ликвидация», «Жизнь и судьба» по Гроссману. Вектор развития телевизионных сериалов задан американской индустрией, мы эту модель вполне удачно адаптировали, и здесь у нас возможны серьезные завоевания. А вот что касается российского кинематографа — мне трудно что–либо прогнозировать, а может быть, и не нужно. Как это часто бывает в искусстве, завтра — внезапно и вдруг — появится выдающийся художник, новый Шукшин, новый Хуциев, и наше кино обретет свое второе дыхание. Такое тоже может быть.


«Магнитные бури».
Фото film.ru

«Время танцора».
Фото kino-teatr.ru

— Среди ваших выпускников есть люди одаренные?

— К счастью, да. И меня радует, что материал, с которым они сейчас пытаются запуститься, — это современность, желание молодого человека высказаться о том, что происходит вокруг. То есть попытки сделать живое кино, относящееся к реальной жизни, а не к придуманным схемам.

— Ваш многолетний соавтор Александр Миндадзе на нынешнем «Лiстападзе» представит свой второй режиссерский фильм «Милый Ханс, дорогой Петр».

— Да, это замечательная картина, иллюстрация к тому, о чем мы с вами говорили выше. Режиссура в идеале — это вторая профессия, весь мировой опыт говорит об этом. И естественный ход, что драматург Миндадзе снял свое кино, я искренне рекомендую его зрителям.

— Вадим Юсупович, последние 11 лет вы пытаетесь запуститься с дорогостоящим фильмом, где по сюжету в кадре должно присутствовать несколько времен. Есть ли надежда, что в конце концов вы найдете деньги на свой проект, о котором так давно мечтаете? Или перегорели?

— Ох, надежды есть, и я пытаюсь их как–то реализовать. Но больше пока мне нечего сказать.


«Пьеса для пассажира».
Фото kino-teatr.ru

«Слуга».
Фото kino-teatr.ru

— В этом году на минском фестивале также представит свою вторую режиссерскую картину «Навязчивые ритмы» французская гостья Фанни Ардан. Будь у вас такая возможность, вы бы позвали ее в свой фильм?

— Фанни Ардан — выдающаяся, замечательная актриса, у нее есть ряд потрясающих ролей, и я рад, что в Минске у меня будет такая возможность сказать ей об этом лично.

— На телеканале «Культура» выходит проект «Актуальное кино». Всегда было интересно узнать: фильмы, которые вы там рекомендуете к просмотру телезрителям, ваш личный выбор?

— Конечно. Когда телевизионщики приглашают меня в эту программу, я представляю только сокровенные картины, те, которые мне самому хочется пересматривать несколько раз.

— Большое спасибо, и удачи на фестивале.

Справка «СБ»

Вадим Юсупович Абдрашитов — известный российский режиссер, обладатель престижных наград на разных кинофестивалях мира. Руководитель студии «АРК–фильм» киноконцерна «Мосфильм». Вице–президент Российской академии кинематографических искусств «НИКА» и профессор ВГИКа.

Читайте также: Это надо видеть

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 215 (24845). Пятница, 6 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter