В заочники идут не только от лени

Плата за обучение в вузах растет — тенденция не из приятных...

Плата за обучение в вузах растет — тенденция не из приятных. Прибавьте сюда еще убеждение, что без высшего образования сегодня непросто найти себе место под солнцем. Вот студенты–«платники» и стараются перевестись на «заочку». А там и так разворачивается нешуточная конкуренция: по данным Белстата, заочников среди наших студентов уже даже чуть больше, чем тех, кто учится на дневном. На такой спрос живо откликаются и вузы, постоянно расширяя перечень специальностей заочного отделения. Но можно ли стать квалифицированным работником, образно говоря, не выходя из дому?


Контрольный срез


«Съездил дважды в год на сессию и живи себе спокойно без «сушки мозгов», лекций–семинаров–лабораторных и всевозможных заданий». Именно так описывают свое житье–бытье знакомые студенты–заочники. Мол, главное — будет «корочка», а знания... Неудивительно, что последние года два не утихают споры по поводу эффективности такого образования. А всего–то год назад и вовсе предлагали радикально урезать набор на эту форму обучения. Один из аргументов неоднократно подчеркивал первый заместитель министра образования Александр Жук: на заочном отделении должно учиться не более 30 — 40 процентов от общего числа студентов вузов, а уж никак не половина!


Впрочем, «дурная слава» заочного обучения то и дело находит подтверждение на практике. Как пример — результаты проверки, которую провел департамент контроля качества образования. Что же показал «контрольный срез» знаний у студентов–заочников 5 — 6–х курсов столь популярных экономических и юридических специальностей? Достаточно высокий уровень знаний лишь у чуть более 40 процентов, а с вопросами по правоведению достойно справился только каждый пятый. При этом лучше всех показали себя те, кто до поступления в вуз получил аттестат профильного среднего специального учебного заведения.


Вот только кого винить, если в наших университетах порой практикуют следующий вариант: не успеваешь на дневном — переводись на заочное. «На «заочке» требования другие, там не надо особо париться по поводу экзаменов, так прокатит. У нас в группе есть ребята, которые на пятом курсе еще курсовую за второй пишут», — поделился впечатлениями приятель, который, три раза провалив экзамен в одном из крупных вузов, принял предложение вступить в ряды заочников. И все–таки «прокатывает» далеко не везде. Только в БГУ за прошлый учебный год отчислили 804 заочника, в БГУИР — 349...


Главное — мотивация


Тем временем заочные отделения расширяются. К примеру, уже со следующего учебного года в БГМУ появятся первокурсники–заочники специальности «Фармация». Стоит ли говорить, что подобная новинка уже вызывает толки: «Как? Ведь чтобы стать хорошим провизором, нужно изучить огромный пласт информации!» В приемной комиссии университета рассказали, как оно будет на самом деле:


— Поступить смогут далеко не все. На первое высшее примут лишь тех, у кого уже есть фармацевтическое образование, а также работающих по специальности. На второе — тех, кто уже получил диплом по специальностям «Химия» (фармацевтическая деятельность)», «Педиатрия», «Лечебное дело», «Медико–диагностическое дело», «Стоматология», «Медико–профилактическое дело». Набор на дневное отделение этой специальности мы начали лишь в прошлом году и сразу ощутили повышенный интерес: на 60 бюджетных вакансий было подано 189 заявлений, в итоге на одно место претендовали более трех человек. В первый набор заочников планируем зачислить приблизительно 15 человек на бюджетное отделение и около 75 на платное.


В БГМУ не сомневаются: все вопросы снимет достаточно строгий отбор плюс требования к учебе в медицинских колледжах, которая традиционно одна из самых сложных. А как относиться к заочникам, которые подают документы на логопедов или сурдопедагогов в БГПУ им. М.Танка? Можно ли освоить столь специфическую сферу за 10 дней зимней сессии и 30 — летней? Инна Башкирова, заместитель декана по учебной работе факультета специального образования университета, сама в свое время с отличием окончила именно заочное отделение, получила специальность тифлопедагога, а затем поступила в магистратуру: «Для заочников, как и для студентов дневного отделения, на 5 — 6–м курсах проходит практика, поскольку именно к этому времени в сознании будущего дефектолога выстраиваются методики и основы профессии. Все логопеды стажируются в специальных школах, дошкольных учреждениях образования». Но, по мнению Инны Леонтьевны, сегодня мало детей только c одним нарушением, часто дефектологу приходится работать с целым комплексом, а здесь не обойтись без кропотливой работы, в том числе и над собой. Как и везде, главное — мотивация. Вот и лучшие заочники–дефектологи — те, у кого растут свои дети с особенностями развития. А если верх берет позиция ничегонеделания...


В свободное от работы время


Можно ли всех заочников стричь под одну гребенку? Однозначно нет. Ведь вряд ли кто–то упрекнет дизайнера или журналиста, который на первое место ставит каждодневную практику, а не занятия в аудитории. В последнее время к ним примкнули и программисты, которые нынче уже со студенческой скамьи нарасхват. Свободных IT–специалистов на рынке практически нет, спрос превышает предложение раз в 10, и в кадровые агентства пачками поступают заявки о вакансиях. Результат? Борис Никульшин, проректор по учебной работе и информатизации


БГУИР, подтверждает тенденцию: «Как только наши студенты начинают работать, тут же уходят на заочное. В итоге и распределять некого. Даже после того, как с прошлого года заочников стали брать в армию, популярность этой формы обучения не упала».


Есть ли будущее у «заочки»? Мнения расходятся, на каждое «за» найдется и «против». Один из коронных контраргументов — тезис о чрезмерной доступности высшего образования, падении его ценности. Тут уж не поспоришь. С другой стороны, есть же опыт ведущих мировых вузов, где заочная форма обучения развивается очень успешно. Правда, там у нее совершенно иное содержание, основанное на современных медийных дистанционных методах.


Цифры «СБ»


По итогам прошлогодней вступительной кампании, студентами вузов стали 89,7 тысячи человек, из них около 48 тысяч — заочники. К слову, на одно место и дневной, и заочной формы обучения претендовали 1,9 человека. А в 2010 году конкурс на дневное отделение составил 2 человека на место, на заочное — 2,3.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter