О нелегальных пассажирских перевозоках

В тени от бордюра

О нелегальных пассажирских перевозоках

Нелегальные такси, похоже, не изжить. Почему — понять несложно. Все, что нужно, — водительские права и автомобиль. В отличие от легальных перевозчиков ни тебе налогов, ни страхования гражданской ответственности в отношении пассажиров, ни предрейсового медицинского и технического осмотра. Можно обойтись и без отчислений оператору–диспетчеру. В салоне сухо, тепло, музыка любимая играет. Знай себе время от времени заправляй машину и собирай оплату.


В противовес этому одно из существенных преимуществ официально зарегистрированного легального такси: жизнь и здоровье пассажира страхуются. Сами таксисты проходят техосмотр дважды в год, перед каждым выездом на линию водителя осматривает медицинский работник, а автомобиль — механик.


В прошлом году налоговыми инспекциями Гродненской области выявлены 143 нелегальных таксиста. 87 пришлось заплатить штраф. За 4 месяца этого года уже 37 человек получили взыскания на сумму 137 миллионов рублей. Но, как показывает практика, «бомбил» это не останавливает. Заместитель начальника ИМНС по Гродненской области Дмитрий Мозалевич отмечает, что некоторых из них ловят на незаконной предпринимательской деятельности уже по четвертому разу. И, судя по всему, это не предел. Нелегальные таксисты свято уверены в том, что заплатить один или два раза в год штраф куда выгоднее, чем отчислять ежемесячные налоги, нести дополнительные расходы по содержанию автомобиля и соблюдать все правила пассажирских перевозок.


Очень часто информацию о своих лжеколлегах передают куда надо легальные извозчики, у которых недобросовестные конкуренты переманивают клиентов. Ведь на самых лакомых для таксистов местах — стоянках возле ресторанов, авто– и железнодорожных вокзалах — всегда хватает нелегалов. Какое такси выберут озорной гуляка и усталый путешественник — лотерея, выигрыш в которой идет в руки недостойному.


Так и получается: вроде и отлавливают, и штрафуют нелегальных таксистов, а меньше их не становится. Более того, статистика свидетельствует об обратном. Слишком уж этот вид заработка быстрый, малозатратный и простой, чтобы от него легко отказываться. Похоже, до решения проблемы еще далеко. Одними контрольными рейдами налоговой инспекции ситуацию не изменить.


Вот если бы к борьбе с нелегалами подключить и ГАИ с транспортной инспекцией... Но они, увы, не наделены правом составлять административные протоколы в случаях таких нарушений. А значит — не могут посодействовать в вопросе привлечения левых «бомбил» к суду.


Казалось бы, пора предпринимать серьезные меры в отношении любителей получать доход в обход государства. К примеру, конфисковывать у них машины, как это предусмотрено законом. Но из 173 автомобилей, арестованных за два минувших года по фактам неоднократных незаконных пассажирских перевозок, ни один так и не был изъят. Все по решению суда были возвращены владельцам — нелегалам–рецидивистам. И только в начале мая этого года гродненскому нелегалу впервые пришлось распрощаться со своим «Фольксвагеном». Но станет ли прецедент общеприемлемой практикой — пока судить рано.


Стоит учитывать еще один нюанс. Если нелегал зарегистрировался, это совсем не означает, что он автоматически стал добросовестным налогоплательщиком. В Гродненской области в прошлом году зарегистрировались 262 таксиста. Но единый налог в размере 470 тысяч ежемесячно платили только 130 из них. Вопрос: а что с остальными? Неужели, заплатив за регистрацию, пройдя все необходимые этапы и инстанции, они решили прикрыть бизнес, даже не начав работать? Вовсе нет. Просто действующим законодательством предусмотрен запрет на проведение любых проверок на протяжении двух лет с момента регистрации. И самые хитрые догадались, что регистрация — действенная страховка от наказания за любые нарушения.


В практике контрольных органов уже были такие случаи — ловили недобросовестных таксистов с поличным. Пассажиров развозит, при этом налоги не платит да и вообще никаких правил не соблюдает — работает без таксометра, страховки, предрейсовых осмотров. Но абсолютно никаких санкций применить к нему нельзя: с момента регистрации не прошло двух лет.


Стоит признать, что регистрацию как способ избежать неприятных контактов с государственными структурами нелегальные таксисты стали применять совсем недавно. Чуть больше года. Основная масса все еще предпочитает «бомбить» по старинке, из экономии нарушая все возможные правила в сфере пассажирских перевозок и не утруждая себя даже формальным контрактом с государством.


Наш пассажир — нетребовательный, все стерпит, даже посочувствует. А вот насколько терпеливым и всепрощающим окажется белорусский бюджет, да и государство в целом, покажет время.

 

Советская Белоруссия №103 (24240). Пятница, 7 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter