В Таможенном союзе не должно быть шероховатостей

Сегодня в Санкт–Петербурге премьер–министры Беларуси, России и Казахстана проведут очередной раунд переговоров по формированию Таможенного союза

Сегодня в Санкт–Петербурге премьер–министры Беларуси, России и Казахстана проведут очередной раунд переговоров по формированию Таможенного союза. Один из документов, который будет подписан, — изменения в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через общую таможенную границу. Суть поправок в том, что граждане смогут ввозить из других стран товары на сумму 10 тысяч евро без уплаты пошлины. Но только воздушным транспортом. При пересечении границы поездом, автомобилем и так далее по–прежнему останется ограничение на ввоз товаров в сумме 1,5 тысячи евро общим весом 50 килограммов.


Ожидается, что главы правительств примут еще одно важное решение — о согласованных мерах торгово–экономической политики в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств — членов Таможенного союза. В детали документа меня посвятил заместитель председателя Белорусской научно–промышленной ассоциации, аналитик Георгий Гриц: «Суть в консолидированных действиях против экономических санкций. Например, против таких, которые были введены США в отношении наших предприятий. Теперь адекватный ответ последует не только от Беларуси, но и России, и Казахстана. Но это касается не только нас. Россия, к слову, сегодня входит в тройку стран, против которых чаще всего применяются разного рода санкции». Идея хорошая, будем ждать ее в действии. Остается еще вопрос, насколько она будет соответствовать обязательствам, принятым Россией в ВТО? А ее вступление во Всемирную торговую организацию уже не за горами.


Некоторые вопросы на этот счет есть у члена общественного совета Государственного таможенного комитета Вадима Мацкевича: «Россия много лет ведет переговоры. Но мы же не знаем те условия, на которых она вступит в ВТО. Даже если по каким–то позициям есть переходный период. А что потом? Ведь получается, что мы по умолчанию должны будем их принимать. Но все ли эти условия подходят Беларуси? Я считаю, что надо четко разделять — интересы в ЕЭП и национальные интересы». Равные цены на энергоносители — ведь только вершина айсберга. Нашим предприятиям важно закрепиться своей продукцией на рынках России и Казахстана. И сделать так, чтобы свой производитель не пострадал от открытия границ. С 1 января, как ожидается, начнется свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Как поведет себя при этом бизнес?


В любом процессе есть разные стороны. Возьмем, например, автомобили. После повышения пошлин доля продаж автомобилей российской сборки в Беларуси растет. А вот продажи европейских машин упали в несколько раз. Не исключено, что выбор сузится еще. Общий техрегламент для стран ТС, который вступит в 2012 году, полностью запретит ввоз машин с «неправильным» рулем, «неправильным» светом и «неправильными» поворотниками. Кто–то, мечтающий о машине из США, возможно, сочтет это за минус. Но, с другой стороны, многие из подобных ограничений уже действуют. У нас нет «праворуких» автомобилей, которые популярны в восточной части России. Фактор явно в плюс безопасности дорожного движения. Не пройти у нас техосмотр и с фарами от английских автомобилей — светят не на ту сторону дороги. Так что общий подход даже к таким, казалось бы, мелочам тоже важен.


Правда, есть и другие дилеммы. Российские пивовары предлагают, например, поднять цены на белорусское пиво. Иначе с ним сложно конкурировать. Возможно, в валютном исчислении так и есть, но внутренний рынок уже с трудом воспринимает цену от 8.000 белорусских рублей за бутылку. Продажи упали. Не исключено, что с января еще на 33% поднимется акциз. А общий техрегламент Таможенного союза может запретить использование для пива ПЭТ–тары. Именно в ней реализуется почти 80% всего объема напитка. Плюс к этому стеклянная бутылка станет по этому техрегламенту одноразовой. Тоже сложности...


Свои вопросы есть и у обувщиков. На днях они подняли перед комиссией Таможенного союза вопрос о необходимости повысить пошлины на импорт. Концерн «Беллегпром» настаивает, что ставки на отдельные виды кожаной обуви должны быть 20%, но не менее 2,7 евро за пару. Так и было до вступления в ТС. Теперь пошлина 10%. Результат — значительный рост импорта. Нашей обуви стало труднее конкурировать на общем рынке.


О чем говорят все эти примеры? Прежде всего о том, что интеграционный процесс далеко не прост. Но в конечном счете комиссия Таможенного союза для того и существует, чтобы решать подобные проблемы комплексно. В интересах всех участников. Помню, в 2004 году, когда Евросоюз расширялся до наших границ, в Министерстве иностранных дел подготовили увесистый документ. В нем был проведен детальный и глубокий анализ тех угроз и последствий, с которыми столкнется или может столкнуться Беларусь после вступления в ЕС наших соседей. Пожалуй, такой анализ не помешал бы и в отношении Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter